Простейшие методики оценки работоспособности усталости утомления для применения средств физической культуры

Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом позволяют распознать индивидуальные биологические и социальные особенности молодого человека, обобщить полученные данные о уровне его здоровья или наличии заболевания.

К основным видам диагностики относятся врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.

Цель диагностики — способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному телесному и духовному развитию. Говоря о диагностических мероприятиях в процессе обучения в вузе, необходимо выделить основные задачи:

обеспечить безопасные для здоровья условия физического совершенствования, с помощью врачебного контроля следить за текущим состоянием студентов, занимающихся физической культурой и спортом;

оценивать направленность и качество применяемых средств и методов физической культуры на учебно-тренировочных занятиях;

установить контрольные нормативы для оценки и самооценки подготовленности студентов в физкультурно-спортивной деятельности;

оказывать содействие в планировании и прогнозировании спортивных результатов;

определять перспективы индивидуального физического совершенствования и спортивного мастерства Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Б.А.Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990.-287 с..

Основным критерием адаптации организма к физическим нагрузкам и их эффективности является состояние ССС. Для ее оценки используются стандартные и строго дозированные функциональные пробы Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа: учебник для студ. вузов. — Мн.: Тессей, 2003. — 456 с..

При оценке реакции организма на эти пробы используются данные ЧСС, АД и сведения о характере и времени их восстановления. ЧСС и АД измеряются до и после физической нагрузки. ЧСС в норме у здоровых у мужчин в положении стоя и состоянии покоя равна 65-78 уд/мин, у женщин — 75- 88 уд/мин. Расчет возрастной максимально допустимой ЧСС при нагрузках определяется по методике ВОЗ: для спортсменов — 220 минус возраст в годах; для здоровых лиц — 200 минус возраст в годах; для лиц, ранее перенесших болезни (выздоравливающих) — 190 минус возраст в годах. Оптимальная ЧСС составляет 65-80% от максимально допустимой.

Расчет оптимальных нагрузок по ЧСС производится и по методике, учитывающей величину ЧСС в покое. Для этого определяется резерв ЧСС возрастного предельно допустимого максимума: для спортсменов — 220 минус возраст в годах и минус ЧСС в покое; для здоровых лиц — 200 минус возраст в годах и минус ЧСС в покое; для лиц, перенесших болезни — 190 минус возраст в годах и минус ЧСС в покое. Оптимальными нагрузками считаются такие, которые мобилизуют 60-75% резерва ЧСС возрастного предельно допустимого максимума. Величина ЧСС, полученная за первые 10 с после выполнения нагрузки, не должна превышать средних значений для данного возраста Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок /Я.С.Вайнбаум — М.: Просвещение, 1991. — 256 с..

АД в плечевой артерии в норме составляет: систолическое — 100- 130 мм рт. ст., диастолическое — 60-80 мм рт. ст., пульсовое — 40-50 мм рт. ст. Для определения индивидуальной нормы АД у взрослого населения предлагаются формулы: максимальное АД = 0,4 x возраст + 109; минимальное — АД = 0,3 x возраст + 67. Если у обследуемого величина максимального АД выше расчетной на 15 и более мм. рт. ст., это свидетельствует о повышенном АД. Если величина максимального АД ниже рассчитанной на 20 и более мм. рт. ст., а минимального — на 15 и более мм. рт. ст., то такое состояние следует рассматривать как пониженное АД. Контроль за динамикой АД у пожилых людей осуществляется по формуле «идеального» АД: систолическое АД = 102 + (0,6 х возраст), диастолическое АД = 63 + (0,4 х возраст) (З.М.Волынский, 1954). В соответствии с рекомендациями ВОЗ норма АД у лиц взрослого населения — 140/90 мм рт.ст. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа: учебник для студ. вузов. — Мн.: Тессей, 2003. — 456 с.

К функциональным пробам с дозированной физической нагрузкой для оценки эффективности занятий по показателям сердечно-сосудистой сис-темы относятся Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок /Я.С.Вайнбаум — М.: Просвещение, 1991. — 256 с.:

  • ? одномоментные: 20 приседаний за 30 сек.; 2-х мин. бег на месте в темпе 180 шагов в мин.; З-х мин. бег на месте; 15-сек. бег в максимальном темпе и др.; двухмоментные (сочетание двух стандартных нагрузок); 3-х моментная проба Летунова: 20 приседаний — измерение ЧСС; 15-сек. бег — измерение ЧСС; 3-х мин. бег на месте — измерение ЧСС;
  • ? ортостатическая проба, выполняемая на следующий день после тренировочного занятия, утром сразу после пробуждения. У испытуемого измеряется ЧСС за 60 секунд, затем он медленно поднимается и стоит неподвижно в течение 1 мин. равномерно распределив вес тела на обе ноги. По истечении 1 мин. повторяется подсчет ЧСС за 60 секунд. Прирост ЧСС до 12 уд/мин. — показатель хорошей реакции и состояния ССС, до 20 уд/мин. — удовлетворительной, более чем на 20 уд/мин- неудовлетворительной;
  • ? проба Д.М. Аронова. Нужно подняться на 4-й этаж спокойным темпом без остановок и определить пульс. Если он ниже 100-120 уд/мин — реакция сердечно-сосудистой системы и физическая подготовленность хорошая, если 120-140 — удовлетворительная, выше 140 уд/мин. — неудовлетворительная;
  • ? пробы Н.М. Амосова. 1. Проба «лестничный тест». В спокойном состоянии нужно определить исходную ЧСС за 1 мин. Далее небыстро, без остановок подняться на 4-й этаж и повторно сосчитать пульс. Если он ускорился на 10% — показатель отличный, на 30% — хороший, на 50% — посредственный, свыше 50% — плохой Зайцева, В.В. Проблемы оценки физического состояния человека // Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной трени-ровке: сб. науч. трудов / под ред. В.Д. Сонькина. — М., 1991. — С. 3-27. .
  • 2. Проба «с приседаниями». Необходимо встать в основную стойку и сосчитать исходную ЧСС. Затем в медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед и широко разводя колени в стороны. Снова сосчитать ЧСС, и если она стал выше от исходного на 25% и менее — отлично, от 25 до 50% — хорошо, 50-75% — удовлетворительно, свыше 70% — плохо;
  • ? проба Н.Д. Граевской. Она включает бег на месте (1-3 мин., темп 160-180 шаг/мин). При нормальном состоянии ЧСС после бега не должна превышать 130-160 уд/мин, а через 5 мин, после бега — вернуться к исходному до бега показателю.

При выполнении функциональных проб оценка реакции на нагрузку может осуществляться по проценту прироста ЧСС относительно исходной в покое и по времени ее восстановления после пробы к исходному показателю. Расчет прироста ЧСС производится следующим образом: например, ЧСС до нагрузки за 10 сек. была равна 12 ударов, а после нагрузки за 10 сек. на 1-й минуте восстановления — 20 ударов. Разница — 8 ударов. Процент учащения ЧСС рассчитывается по формуле: Х (уч.) = 8 х 100: 12 = 67 %. Если ЧСС ускорилась на 10 % — отлично, на 30 — хорошо, на 50 — удовлетворительно, свыше 50 % — неудовлетворительно. Чем функционально полноценнее сердце, тем меньше учащается пульс в ответ на дозированную нагрузку Артишевская, Л.А. Врачебно-педагогические наблюдения и тестирование в физической культуре и спорте: учеб.-метод. пособие / Л.А. Артишевская. — Минск: БГПУ, 2008. — 80 с. .

При оценке реакции АД на дозированную физическую нагрузку следует обращать внимание на изменение систолического (СД), диастолического (ДД) и пульсового давления (ПД). Оптимальная реакция АД характеризуется увеличением СД на 15-30% и уменьшением ДД на 10-35% или неизменностью его по сравнению с исходными величинами в покое. В результате увеличения СД и уменьшения ДД увеличивается ПД. Однако % его увеличения должен быть в тех же пределах или чуть выше % учащения ЧСС при выполнении различных по интенсивности нагрузок. Уменьшение ПД расценивается как нерациональная реакция АД на нагрузку Зайцева, В.В. Проблемы оценки физического состояния человека // Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной трени-ровке: сб. науч. трудов / под ред. В.Д. Сонькина. — М., 1991. — С. 3-27. .

Для оценки функционального состояния аппарата внешнего дыхания используются следующие показатели. ЧД определяется прямым подсчетом дыхательных циклов в единицу времени. Для ее подсчета ладонь кладут так, чтобы она захватывала нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота при равномерном дыхании. У здорового взрослого человека в покое ЧД колеблется от 12 до 20 дыхательных цик./мин. В покое и лежа 41

ЧД реже, а при движении и стоя, повышении окружающей температуры и температуры тела, волнении — чаще. У женщин ЧД чаще на 2-4 цик./мин., чем у мужчин. Во время занятий ФУ нагрузка регулируется так, чтобы ЧД не превышала 30 цик./мин., а восстановление ее до исходной величины происходило не позднее 7 мин. ЖЕЛ определяется с помощью спирометра. В норме она у мужчин составляет 4500 мл, у женщин — 3500 мл. У занимающихся ФУ ЖЕЛ выше и зависит от вида ФУ. Судить о состоянии ДС по данным ЖЕЛ затруднительно из-за большого диапазона величины индивидуальных колебаний.

Поэтому ЖЕЛ отдельного человека надо сопоставлять с должной величиной, которая зависит от роста и массы тела. ЖЕЛ считается нормальной, если она отличается от должной не более чем на +10%. С целью определения должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ) у лиц молодого возраста используется формула Г.М. Куколевского: для мужчин (40 х рост в см) + (30 х масса в кг) — 4400; для женщин — (40 х рост в см) + (10 х масса в кг) — 300. У взрослых, не регулярно занимающихся ФУ или занимающихся не интенсивно 1-2 раза в неделю, ДЖЕЛ рассчитывается по формуле А.Ф. Синякова: для мужчин — ДЖЕЛ = (31 х рост) + (32 х вес) — (20 х возраст) — 2950; для женщин — ДЖЕЛ = (25 х рост) + (26 х вес) — (15 х возраст) — 2150. Фактическая ЖЕЛ, составляющая 84-70% от ДЖЕЛ, расценивается как умеренно сниженная, 69-50% — значительно сниженная, 49% и менее — резко сниженная.

Проба Розенталя — направлена на оценку функциональных возможностей дыхательной мускулатуры и выполняется 5-тикратным измерением ЖЕЛ через каждые 15 сек. В зависимости от функционального состояния аппарата внешнего дыхания, ЖЕЛ в процессе измерений проявляется по-разному: при хорошем состоянии — увеличивается от одного измерения к другому и к последнему становится выше на 300 мл и более. При удовлетворительном состоянии ЖЕЛ остается без изменений, при неудовлетворительном — уменьшается на 300 мл и более, что свидетельствует о снижении функциональных возможностей дыхательной мускулатуры.

Проба Штанге — используется для оценки задержки дыхания на вдохе. Выполняется в положении сидя после 5 мин. отдыха. Испытуемый делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80-90% от максимального), закрывает рот и зажимает пальцами нос, задерживая дыхание (секундомер включается в конце вдоха). В норме задержка дыхания у здоровых мужчин составляет не менее 50 сек., у женщин — не менее 40 сек., у спортсменов — от 60 сек. до 2-2,5 мин.

Проба Генчи — оценка задержки дыхания после выдоха. Испытуемый делает несколько глубоких вдохов и выдохов, затем выполняет максимальный выдох, закрывает рот и зажимает пальцами нос, задерживая дыхание (секундомер включается в конце выдоха). Проба проводится дважды, с интервалом 5-10 мин., и учитывается более высокий результат. Если она проводится сразу после пробы Штанге, то необходим отдых 5-7 мин. В норме задержка дыхания у здоровых мужчин составляет не менее 30 сек., у женщин — не менее 25 сек., у спортсменов — от 30 сек. до 1,5 мин. При улучшении функционального состояния длительность задержки дыхания на вдохе и выдохе увеличивается, а при ухудшении — уменьшается Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок /Я.С.Вайнбаум — М.: Просвещение, 1991. — 256 с..

Проба Серкина — состоит из 4-х фаз: 1-я — определение времени задержки дыхания на вдохе в положении сидя; 2-я — выполнение 20 приседаний за 30 сек.; 3-я — отдых 1 мин.; 4-я — определение времени задержки дыхания на вдохе в положении сидя. У здоровых тренированных людей задержка дыхания в 1-й фазе составляет 60 и более сек., во 2-й — 30 и более сек., в 4-й — более 60 сек. У здоровых нетренированных людей задержка дыхания в 1-й фазе — 40-55 сек., во 2-й — 15-25 сек., в 4-й — 35-55 сек. У лиц с недостаточностью кровообращения и ДС задержка дыхания в 1-й фазе — 20-35 сек., во 2-й — 12 и менее сек., в 4-й — 24 и менее сек Зайцева, В.В. Проблемы оценки физического состояния человека // Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной трени-ровке: сб. науч. трудов / под ред. В.Д. Сонькина. — М., 1991. — С. 3-27. .

Проба Ромберга используется для оценки состояния вестибулярного анализатора. В ней занимающийся стоит так, чтобы его ноги были на одной линии, пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты, руки выпрямлены вперед, пальцы разведены. Время устойчивости определяется до потери равновесия: 31-60 сек. — показатель хорошей устойчивости, 15-30 сек. — удовлетворительной; менее 15 сек. — неудовлетворительной Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа: учебник для студ. вузов. — Мн.: Тессей, 2003. — 456 с..

При оценке эффективности занятий используются и отдельные показатели физического здоровья. 1-я группа показателей — статистика заболеваний, использующая два показателя: 1) количество заболеваний в целом и по различным их видам; 2) среднюю продолжительность одного заболевания. 2-я группа — показатели уровня физического здоровья, обеспечивающие раннюю диагностику заболеваний дыхательной и сердечно- сосудистой систем. Оценка оздоровительной эффективности занятий ФУ может осуществляться и по их техническому выполнению, поскольку результат двигательной деятельности в большой степени зависит от способности функциональных систем организма к мобилизации и эффективному использованию резервов. Полученный результат техники выполнения упражнений сравнивается с соответствующими возрастно-половыми норма- ми или его динамикой. Все тестовые упражнения в ОФК должны быть доступные как по мощности нагрузок, так и по их содержанию. Контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся проводится по ряду частных и комплексных признаков.

  • 1) контроль внешних объективных признаков состояния учеников, выражающихся в проявлениях работоспособности, их поведении и внешнем виде. Методы контроля — общепедагогические, визуальные;
  • 2) самооценку учениками своего состояния (самочувствия, настроения, готовности к действию). Методы контроля — общепедагогические, словесно-описательные;
  • 3) контроль динамики функционального состояния по интегральному показателю — величине Частоте сердечных сокращений (ЧСС) Василенко, С.Г. Научно-исследовательская работа в физической культуре и спорте. Учебное пособие /С.В.Василенко. — Витебск: Издательство УО «ВГУ им.П.М. Машерова, 2007. — 34 с..

Читайте также:  Влияние на надежность водителя утомления состояния здоровья алкоголя

По совокупности этих показателей контролируют изменения исходного состояния занимающихся, оценивая одновременно и эффект занятий.

В заключение рассмотрим еще одну форму контроля двигательной деятельности — физкультурный самоконтроль. В интервалах между занятиями самоконтроль должен быть ориентирован на самооценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия. Он является источником информации для педагогического контроля о готовности к предстоящему занятию. Основной формой учета данных самоконтроля является ведение дневника, который в свою очередь требует от занимающихся определенного минимума специально-образовательных знаний, умений и навыков.

В дневнике самоконтроля ежедневно отмечают:

  • — общее самочувствие;
  • — характер сна;
  • — степень утомляемости;
  • — желание заниматься ФК и С;
  • — физическую нагрузку (физические упражнения и длительность их выполнения);
  • — реакцию организма (преимущественно по ЧСС);
  • — еженедельно подсчитывается объем каждого вида самостоятельных занятий Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок /Я.С.Вайнбаум — М.: Просвещение, 1991. — 256 с..

В дневник также заносятся данные врачебно-медицинского осмотра: вес и рост, окружность грудной клетки и спирометрия, сила рук и становая сила, тесты по общей физической подготовке (ОФП):

  • — бег на короткие дистанции (30-100 м);
  • — бег на длинные дистанции (1-3 км);
  • — силовые упражнения (подтягивание или сгибание-разгибание рук в упоре);

Необходимым методическим условием высокого качества самоконтроля является сравнительный анализ объективных и субъективных оценок индивидуального состояния, изучение динамики индивидуального состояния в зависимости от особенностей режима жизни Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа: учебник для студ. вузов. — Мн.: Тессей, 2003. — 456 с..

источник

Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления

Средства физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления

Список используемой литературы

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей.

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Некоторыми из результатов деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил. Занятие физическими упражнениями и спортом укрепляют здоровье людей, способствуют их правильному развитию.

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны такие стадии работоспособности:

2. Оптимальная работоспособность

3. Некомпенсируемое и компенсируемое утомление

Работоспособность человека определяется тремя группами факторов:

1) физиологические — состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.;

2) физические — воздействующие на организм через органы чувств: атмосферное давление, температура, шум, освещенность рабочего места и др.;

3) психические — самочувствие, настроение, мотивация.

На рис. 1 показано среднее изменение работоспособности по часам суток (по Г. Леманну).

12 14 16 18 20 22 24 2 4 6 8 10

Рис. 1. — Физиологическое изменение работоспособности по часам суток

Рис. 2 — Изменение работоспособности в течение суток «жаворонков» (а) и «сов» (б)

Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. В любом случае итогом утомления является снижение эффективности работы, ее продуктивности. Известно, что человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время более интенсивно выполнять одно и то же производственное задание. Раннее наступление утомления свидетельствует о малой выносливости, отдаление наступления утомления — следствие возросшей выносливости. Поскольку выносливость можно рассматривать, как способность преодолевать утомление, то фактором, определяющим развитие выносливости, надо считать утомление. Признаки утомления показаны в таб. 1

Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное Резкое
Окраска кожи Незначительное покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Незначительная (влажность на лбу и щеках) Значительная (выше пояса) Особо резкая (ниже пояса, выступление солей)
Дыхание Учащенное, ровное (около 30 в мин) Учащенное, периодическое дыхание через рот Значительно учащенное, поверхностное непрерывное дыхание через рот, отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся, сменяющиеся беспорядочным дыханием (одышкой)
Движение Уверенные и точные Неуверенные, нарушения ритма Частые перерывы в работе, замедление в работе, дрожание конечностей
Внимание Безошибочное выполнение указаний и правил работы Отклонение от правил работы, ошибки при новых заданиях Замедление реакции, неточные выполнения указаний, отсутствие интереса, апатия
Самочувствие Отсутствие жалоб Жалобы на усталость Жалобы на головную боль, слабость

Ниже рассмотрены 4 несложных методики оценки работоспособности, которые можно провести самостоятельно.

1. Проба Руфье-Диксона представляет собой нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.

У обследуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют число пульсаций за 15 сек (P1); затем в течение 45 сек обследуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки обследуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 сек (Р2), а потом – за последние 15 сек первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Оценка результата ведется по четырехбалльной системе:

от 6 до 8 — удовлетворительно;

2. Проба Мартинета предназначена для исследования состояния сердечнососудистой системы и ее способности к восстановлению после совершения физической нагрузки.

Перед пробой у обследуемого в положении сидя измеряется частота сердечных сок­ращений и систолическое и диастолическое давление. В качестве нагрузки могут применяться 20 приседаний за 30 сек. Период восстановления в таком случае длится 3 минуты. После нагрузки через 3 минуты измеряется частота сердечных сокращений и систолическое и диастолическое давление.

Оценка пробы ведется по трехбалльной системе по величине разности измеренных показателей до и после нагрузки:

при разности не более 5 — хорошо;

от 5 до 10 — удовлетворительно;

более 10 — неудовлетворительно.

3. Проба Штанге — с задержкой дыхания на вдохе.

До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

— 40-49 сек — удовлетворительно;

— менее 39 сек — неудовлетворительно;

4. Проба Генча с задержкой дыхания на выдохе.

До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

— 35-39 сек — удовлетворительно;

— менее 34 сек — неудовлетворительно;

Наличие утомленности и степень ее выраженности можно оценить по вышеприведенной таблице 1.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9538 — | 7542 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.

Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.

Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей. Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью.

Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая, гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.

В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления).

При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин.

Между сериями из 2—3 упражнений (а при силовых — после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег (20-30 с).

Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности и объема, обеспечивается: изменением исходных положений (например, наклоны туловища вперед — вниз, не сгибая ног в коленях, с доставанием руками пола легче делать в исходном положении «ноги врозь» и труднее делать в исходном положении «ноги вместе»); изменением амплитуды движений; ускорением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5—7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10— 15 мин через каждые 1—1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Читайте также:  Профессиональное утомление как функциональное состояние

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3—5 человек и более. Групповая тренировка более, эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2—7 раз в неделю по 1— 1,5 ч. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшее время для тренировок — вторая половина дня, через 2—3 ч после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч после приема пищи и не позднее чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Специализированный характер занятий, т.е. занятия избранным видом спорта, допускается только для квалифицированных спортсменов.

Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий это ходьба и бег, кросс, дорожки здоровья, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, спортивное ориентирование, туристские походы, занятия на тренажерах. Разберем некоторые из них.

Ходьба и бег. Наиболее доступными и полезными средствами физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе в условиях лесопарка.

Ходьба — естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, таким образом, повышается общая работоспособность организма. Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью организма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности. Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку. На таб. 2 показаны примерные параметры первых дней тренировок ходьбой (по В.С. Матяжову)

Таб. 2 — Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемых на ходьбу в первые тридцать тренировок

источник

Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции
статья по физкультуре ( класс) на тему

Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции

усталости, утомления и применение

средств физической культуры

для их направленной коррекции

И.Г. Шмыгов, преподаватель физвоспитания

Понятие «работоспобность» и «утомление»…………………….…….

Профилактика утомления при умственном и физическом труде…….

Наиболее доступные движения……………………………………………

Научно-техническая революция в современном производстве существенно изменила структуру профессиональной деятельности человека. В значительной степени снизился уровень физических нагрузок, и работа приобрела преимущественно умственный характер. Однако автоматизация производства, существенным образом влияя на содержание труда и облегчая его физическую сторону, вместе с тем резко повысила требования к человеку-оператору, синтезируя в его деятельности многие процессы труда, которые прежде были разделены.

Кроме того, профессиональная деятельность современного человека (и физическая, и особенно умственная) практически всегда сопровождается некоторыми нервно-психическим, эмоциональным напряжением, зачастую связана с гиподинамией, длительным сохранением вынужденной однообразной рабочей позы, с высоким удельным весом статических физических нагрузок, воздействием экстремальных факторов, составляющих специфику условий производства.

1. Понятие «работоспобность» и «утомление»

В век интенсивного умственного труда автоматизации особенно остро встает проблема компенсации гиподинамии, увеличения двигательной активности человека.

Понятие « работоспособность » можно сформулировать таким образом: способность человека выполнять точно определенную специфическую работу в течение длительного времени без снижения ее качества и уровня производительности. У каждого человека работоспособность различна и зависит от возраста, состояния здоровья, физической силы, психологического настроя, опыта работы, тренированности, взаимоотношений в коллективе, семье, чувства ответственности, отношения к делу, и многих других факторов. При этом у каждого человека работоспособность не бывает всегда постоянной: она меняется на протяжении суток, недели, года. Кроме того, существует общая закономерность изменений работоспособности не протяжении рабочей смены для различных видов производственной деятельности.

Действительно, в начале рабочего дня или смены как правило, работоспособность относительно невелика. В процессе выполнения работы она повышается, достигает определенного уровня, затем задерживается на этом уровне и постепенно начинает снижаться. Почему? Дело в том, т в процессе работы различные функции организма претерпевают изменения. Этот процесс происходит в несколько этапов.

Выполнению работы предшествует так называемый предстартовый или предрабочий период, который обеспечивает определенную психологическую подготовленность организма человека к выполнению той или иной практической деятельности. Одним из показателей предрабочих изменений служит учащение сердечных сокращений на 15-20% по сравнению с исходной величиной.

За предрабочим периодом следует период врабатываемости , с течение которого все функции организма, связанные с обеспечением энергетических затрат для выполнения работы, достигают оптимального уровня. Продолжительность периода врабатывания может быть различной. Чем физически тяжелее работа, тем больше двигательная активность при ее выполнении, тем скорее завершается период врабатывания.

Далее следует период устойчивого состояния высокой работоспособности , во время которого устанавливается оптимальный режим деятельности всех систем (нервной, кровеносной, дыхательной и др.), обеспечивающих выполнение работы. Продолжительность этого периода 1,5-3 часа. Затем в результате нарастающей усталости работоспособность постепенно снижается, то есть развивается утомление. Но даже в состоянии утомления (иногда в конце рабочего дня) наблюдается период «конечного порыва » — повышенной работоспособности, которая обусловлена желанием побыстрее закончить работу и эмоциональным подъемом в связи с окончанием смены и предвкушением отдыха.

Итак, мышечная работа при определенной интенсивности и длительности приводит к утомлению, что выражается в снижении работоспособности. Утомление – состояние физиологическое, обратимое, иначе говоря, нормальное для всякого организма (если, конечно, оно компенсируется отдыхом). В чем сущность утомления? На этот вопрос с современных позиций физиологии можно ответить следующим образом. Физическая работа состоит из большого числа различных по характеру движений, которые строго координированы и повышают деятельность органов кровообращения, дыхания, газообмена, побуждая их к выполнению работы. Всем этим руководит центральная нервная система. Центральная нервная система посылает определенные сигналы к различным органам и тканям. В свою очередь, каждый работающий орган, мышцы, суставы, связки направляют в мозг свои сигналы, давая информацию о том, в каком состоянии они находятся в каждый момент выполнения работы.

После утомительной работы во время последующего отдыха работоспособность восстанавливается. Интересно, что после восстановления работоспособность оказывается более высокой. Если человек попытается совершить прежнюю работу, то она будет уж не столь утомительной, как раньше, и выполнить ее удастся в большем объеме. Если же человек отдохнул недостаточно и начал работать, когда утомление еще не прошло, у него может развиваться переутомление . Следовательно, утомление обладает двойным действием. Оно развивает выносливость, повышает работоспособность, если работа повторяется через достаточные периоды отдыха. Но если отдых был недостаточным, а выполняемая перед этим работа чрезмерной, это вызывает переутомление. Таким образом, переутомление является признаком определенного патологического состояния, которое может развиваться при тяжелой или длительной работе, если организм систематически отдыхает недостаточно и, следовательно, его работоспособность полностью не восстанавливается и снижается. Переутомление оказывает отрицательное влияние прежде всего на центральную нервную систему, в результате чего отмечаются плохое самочувствие, повышенная раздражительность, бессонница, снижение интереса к работе, а в итоге и снижение работоспособности. Переутомление опасно тем, что оно может привести к различным заболеваниям, в первую очередь нервной системы, обострению сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической, язвенной болезням, снижению защитных сил организма. Для ликвидации переутомлению требуется продолжительный отдых, а иногда и лечебные мероприятия.

Чаще всего переутомление бывает следствием неправильной организации трудового процесса, выполнения работ, связанных с чрезмерным нервно-психическим или физическим напряжением. Ускоряют утомление и факторы личного порядка: уклад жизни, физическое развитие, наличие хронических заболеваний, курение, злоупотребление алкоголем, плохие взаимоотношения в семье. Известный русский физиолог Н.Е. Введенский, много занимавшийся вопросами профилактики преждевременного утомления, считал, что достигнуть высокий уровень работоспособности и предотвратить переутомление можно, соблюдая несколько обязательных условий :

  1. начиная любую работу нужно входить в нее постепенно;
  2. в любом виде деятельности необходимо соблюдать определенную последовательность и систематичность;
  3. следует правильно чередовать разные виды труда, работу и отдых;
  4. обязательно должно быть благоприятное отношение к труду как того, кто работает, так и общества.

Давно установлено, что если работа выполняется равномерно, она наиболее благоприятна для организма, нервная и мышечная энергия расходуется наиболее экономно. В результате высокая работоспособность сохраняется более длительное время, утомление наступает позже. Известно, что умственное переутомление вреднее физического и чаще наблюдается. Почему? Дело в том, что мозг, обладая большими компенсаторными возможностями, способен длительное время работать с перегрузкой, не давая знать о своем переутомлении. Иными словами, утомление мозга мы ощущаем не так остро, как утомление мышц. Можно ли побороть утомление или хотя бы отодвинуть его? Есть универсальное средство преодолевать утомление – утомляться! Меньше всего устает тот, кто чаще встречается с утомлением: он более тренирован, более вынослив. Ведь тренировать можно не только мышечную силу, но и быстроту реакции и движений, способность продолжать работу, несмотря на утомление. Иными словами, нужно вырабатывать выносливость.

Как же тренировать выносливость? Ее тренируют… утомлением. Иначе говоря, работой до утомления. Парадокс? Нисколько. Человек никогда не будет вынослив, если при первых признаках утомления он бросает работу. Кто всю жизнь боится устать, у того всегда будет малая работоспособность и наоборот. Некоторые считают утомление и сопутствующую ему усталость вредным состоянием, неблагоприятно сказывающимся на состоянии организма. Такой взгляд ошибочен. Снижающаяся при утомлении работоспособность во время отдыха не только восстанавливается, но и продолжает еще некоторое время повышаться. Если после нормального ночного сна утомление проходит бесследно и утром работоспособность восстанавливается полностью, значит, накануне человек поработал до нормальной физиологической усталости. Если же утомление, хотя бы частично, переходит на следующий день, значит, человек переутомлен. Это влечет за собой бессонницу, потерю аппетита, преждевременную потерю работоспособности.

И.М. Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе.

Этот принцип лежит в основе производственной гимнастики, которая, к сожалению, проводится не на всех предприятиях. Она состоит из вводной гимнастики (в начале рабочего дня), физкультпаузы (в процессе рабочего дня) и восстановительно-профилактической гимнастики (для послерабочего восстановления). Наибольшее распространение получили вводная гимнастика и физкультпауза.

Вводная гимнастика проводится в течение 5-7 минут до начала работы. В комплекс гимнастики включаются 6-7 упражнений: вначале общие, к концу – специальные. Они должны подбираться в соответствии со спецификой данного производства.

Физкультурную пауза следует проводить за 1,5-2 часа до окончания работы, когда усталость чувствуется наиболее остро. Физкультурная пауза длится 7-10 минут. Сначала желательны упражнения в потягивании с глубоким дыханием, а затем (в зависимости от рода деятельности) упражнения с нагрузкой или на расслабление, дыхательные, а представителям умственного труда – с большой нагрузкой.

Восстановительно-профилактическая гимнастика является одним из основных средств профилактики профессиональных заболеваний. Наряду с общеразвивающими упражнениями, способствующими улучшению функции сердечно-сосудистой системы, сохранению подвижности в суставах и позвоночнике, расслаблению мышц, необходимо применять специальные дыхательные упражнения. Очень часто степень воздействия на организм физических упражнений определяется не их формой, а ритмом и той интенсивностью, с которой они выполняются. Поэтому нет необходимости выбирать сложные и замысловатые упражнения, особенно людям старшего возраста. При составлении комплекса упражнений учитываются специфика труда, физическая подготовленность и возраст занимающихся. Одни и те же упражнения могут принести различный эффект – в зависимости от того, как они выполняются.

источник

Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции

Раскрытие содержания понятия физической культуры как способа физического совершенствования организма. Определение взаимосвязи физкультуры с работоспособностью человека. Изучение методик самооценки и коррекции работоспособности, усталости и утомления.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

на тему: «Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции»

Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления

Средства физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления

Список используемой литературы

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей.

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Некоторыми из результатов деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил. Занятие физическими упражнениями и спортом укрепляют здоровье людей, способствуют их правильному развитию. Известно, что большие умственные нервные нагрузки, не сочетаются с соответствующими физическими нагрузками, крайне неблагоприятным влиянием окружающей среды, инфекциям. Научные наблюдения показывают, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями с соблюдением правил личной гигиены, реже болеют, продуктивнее трудятся, дольше живут.

Читайте также:  Одним из признаков утомления является чувство

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

В процессе длительной и напряженной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутствует субъективное чувство — усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого. Усталость — психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Утомление может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц. Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается). Систематическое выполнение работы на фоне не до восстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечнососудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

коррекция физкультура работоспособность усталость

Методики самооценки работоспособности, усталости, утомления

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны такие стадии работоспособности:

2. Оптимальная работоспособность

3. Некомпенсируемое и компенсируемое утомление

Работоспособность человека определяется тремя группами факторов:

1) физиологические — состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.;

2) физические — воздействующие на организм через органы чувств: атмосферное давление, температура, шум, освещенность рабочего места и др.;

3) психические — самочувствие, настроение, мотивация.

На рис. 1 показано среднее изменение работоспособности по часам суток (по Г. Леманну).

Рис. 1. — Физиологическое изменение работоспособности по часам суток. Изменение работоспособности в течение суток «жаворонков» (а) и «сов» (б)

Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. В любом случае итогом утомления является снижение эффективности работы, ее продуктивности. Известно, что человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время более интенсивно выполнять одно и то же производственное задание. Раннее наступление утомления свидетельствует о малой выносливости, отдаление наступления утомления — следствие возросшей выносливости. Поскольку выносливость можно рассматривать, как способность преодолевать утомление, то фактором, определяющим развитие выносливости, надо считать утомление. Признаки утомления показаны в таб. 1

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

Незначительная (влажность на лбу и щеках)

Особо резкая (ниже пояса, выступление солей)

Учащенное, ровное (около 30 в мин)

Учащенное, периодическое дыхание через рот

Значительно учащенное, поверхностное непрерывное дыхание через рот, отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся, сменяющиеся беспорядочным дыханием (одышкой)

Неуверенные, нарушения ритма

Частые перерывы в работе, замедление в работе, дрожание конечностей

Безошибочное выполнение указаний и правил работы

Отклонение от правил работы, ошибки при новых заданиях

Замедление реакции, неточные выполнения указаний, отсутствие интереса, апатия

Жалобы на головную боль, слабость

Ниже рассмотрены 4 несложных методики оценки работоспособности, которые можно провести самостоятельно.

1. Проба Руфье-Диксона представляет собой нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.

У обследуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют число пульсаций за 15 сек (P1); затем в течение 45 сек обследуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки обследуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 сек (Р2), а потом — за последние 15 сек первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Оценка результата ведется по четырехбалльной системе:

от 6 до 8 — удовлетворительно;

2. Проба Мартинета предназначена для исследования состояния сердечнососудистой системы и ее способности к восстановлению после совершения физической нагрузки.

Перед пробой у обследуемого в положении сидя измеряется частота сердечных сок­ращений и систолическое и диастолическое давление. В качестве нагрузки могут применяться 20 приседаний за 30 сек. Период восстановления в таком случае длится 3 минуты. После нагрузки через 3 минуты измеряется частота сердечных сокращений и систолическое и диастолическое давление.

Оценка пробы ведется по трехбалльной системе по величине разности измеренных показателей до и после нагрузки:

при разности не более 5 — хорошо;

от 5 до 10 — удовлетворительно;

более 10 — неудовлетворительно.

3. Проба Штанге — с задержкой дыхания на вдохе.

До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

— 40-49 сек — удовлетворительно;

— менее 39 сек — неудовлетворительно;

4. Проба Генча с задержкой дыхания на выдохе.

До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

— 35-39 сек — удовлетворительно;

— менее 34 сек — неудовлетворительно;

Наличие утомленности и степень ее выраженности можно оценить по вышеприведенной таблице 1.

Средства физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления

Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.

Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.

Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей. Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью.

Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая, гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.

В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления).

При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин.

Между сериями из 2—3 упражнений (а при силовых — после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег (20-30 с).

Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности и объема, обеспечивается: изменением исходных положений (например, наклоны туловища вперед — вниз, не сгибая ног в коленях, с доставанием руками пола легче делать в исходном положении «ноги врозь» и труднее делать в исходном положении «ноги вместе»); изменением амплитуды движений; ускорением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5—7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10— 15 мин через каждые 1—1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3—5 человек и более. Групповая тренировка более, эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2—7 раз в неделю по 1— 1,5 ч. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшее время для тренировок — вторая половина дня, через 2—3 ч после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч после приема пищи и не позднее чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Специализированный характер занятий, т.е. занятия избранным видом спорта, допускается только для квалифицированных спортсменов.

Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий это ходьба и бег, кросс, дорожки здоровья, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, спортивное ориентирование, туристские походы, занятия на тренажерах. Разберем некоторые из них.

Ходьба и бег. Наиболее доступными и полезными средствами физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе в условиях лесопарка.

Ходьба — естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, таким образом, повышается общая работоспособность организма. Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью организма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности. Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку. На таб. 2 показаны примерные параметры первых дней тренировок ходьбой (по В.С. Матяжову)

Таб. 2 — Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемых на ходьбу в первые тридцать тренировок

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: