Табельные средства первой помощи при переломах костей

3-й вопрос. Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

3-й вопрос. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ИММОБИЛИЗАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТАБЕЛЬНЫХ И ПОДРУЧНЫХ СРЕДСТВ. СПОСОБЫ И ПРАВИЛА ТРАНСПОРТИРОВКИ И ПЕРЕНОСКИ ПОСТРАДАВШИХ.

Переломы костей . Переломом называется нарушение целостности кости в результате внешнего воздействия или патологического процесса. Причиной переломов костей чаще всего является острая травма. При переломах повреждается не только кость, но и мышцы, нервные окончания, сосуды.

Первая помощь при переломах костей. Первая медпомощь оказывается на месте происшествия в порядке само- и взаимопомощи.

Последовательность в оказании первой медпомощи при закрытых и открытия переломах:

при открытом переломе и наличии обильного кровотечения из раны -произвести временную остановку кровотечения (наложение жгута или давящей повязки);

наложение первичной асептической повязки на рану;

обезболивание (дача анальгетиков);

произвести транспортную иммобилизацию конечности в целях предупреждения дальнейшего смещения костных отломков и травмирования ими окружающих тканей, сосудов, внутренних органов

если переломы осложнились травматическим шоком, то необходимо провести простейшие противошоковые мероприятия (согревание, прием внутрь горячего чая, прием обезболивающих препаратов);

срочная транспортировка пострадавшего в ближайшее медучреждение

Основные правила транспортной иммобилизации.

При наложении шины нужно помнить основное правило: шина накладывается с таким расчетом, чтобы закрепить два сустава — один выше, а второй ниже перелома. Исключением являются переломы плеча и бедра, когда шина должна фиксировать три, т.е. все суставы конечности.

шины накладывается поверх одежды, подгоняются по здоровой конечности;

перед наложением шины дать обезболивающие препараты;

шины накладываются в функционально выгодном положении для конечности, т.е. в физиологическом положении: для верхней конечности — с небольшим отведением в плечевом суставе и сгибании под углом 90 гр. в локтевом суставе, для нижней конечности — с незначительным отведением бедра снаружи, небольшим сгибанием голени в коленном суставе и в перпендикулярном нахождении стопы по отношению к голени.

в местах костных выступов прокладывают слои ваты для предотвращения образования потертостей, пролежней;

фиксация шины производится бинтами, тесемками или другим материалом от периферии к центру осторожно, чтобы не причинять дополнительную боль;

при фиксации шины не должно закрываться место наложения жгута (при открытых переломах сопровождающихся кровотечением), чтобы была возможность в любой момент ослабить жгут;

конечность с наложенной шиной перед транспортировкой в холодное время года должна быть обязательно утеплена с целью профилактики отморожений;

для контроля за кровообращением в конечностях концы пальцев кисти и стопы (если они не повреждены) оставляют свободными от повязки.

Наложение шин при отдельных видах переломов имеет свои особенности.

При переломах костей кисти — шина должна идти от кончиков пальцев до середины предплечья. Пальцы должны быть согнуты, в них вкладывается валик из марли или бинта. Ладонная поверхность кисти несколько повернута к животу. После наложения шины и фиксации кисть подвешивается на косынку или бинт, ремень.

При переломах костей предплечья — шину располагают от кон­чиков пальцев до середины плеча. Руку сгибают в локтевом суставе, под прямым углом, ладонь обращена к животу, пальцы полусогнуты, в ладонь вкладывается валик. Прибинтовывают шину на всем протяже­нии и затем подвешивают на косынку.

При переломе плечевой кости — шина должна захватывать всю конечность от пальцев до надплечья здоровой стороны, фиксируя три сустава. Она пройдет от кончиков пальцев по задненаружной поверхности предплечья и плеча на спину до лопатки на здоровой стороне. При отсутствии одной достаточной длины лестничной шины, можно воспользоваться двумя короткими лестничными шинами. После их наложения и фиксации рука подвешивается на косынке или бинте. При переломе ключицы — фиксацию осуществляют мягкими по­вязками. Можно осуществить иммобилизацию, подвесив конечность на стороне повреждения на косынку или прибинтовать руку к туловищу с помощью повязки типа Дезо.

При переломе ребер — при изолированных переломах одного или двух ребер наложение иммобилизирующей повязки не требуется. При переломе трех и более ребер на одной или обеих половинках грудной клетки можно применить простую бинтовую повязку на грудь с «портупеей».

При переломах костей стопы — шину располагают от кончи­ков пальцев стопы до середины голени, изгибая ее в виде буквы «Г». Стопа находится под прямым утлом к голени. Шина наклады­вается по задней поверхности голени и подошвенной поверхности стопы.

При переломе костей голени — накладывают три лестничных шины: одна — по задней поверхности голени и по подошвенной по­верхности стопы, предварительно изогнутую таким образом, чтобы стопа была под углом 90° к оси голени, верхний конец должен до­ходить до середины бедра; вторая и третья накладываются с наруж­ной и внутренней стороны конечности с основания стопы до середин бедра.

При переломе бедра — требуется особенно тщательная иммоби­лизация. Для этого используют три лестничных шины: две лестнич­ные шины соединяют, чтобы получилась шина длиной от подмышечной впадины до внутреннего края стопы, изогнутая у стопы в виде бук­вы «Г», эта шина наружная; вторая шина накладывается на заднюю поверхность конечности от лопатки или ягодицы до кончиков паль­цев стопы и так же изогнута; третья шина располагается на внут­ренней поверхности конечности от промежности до края стопы.

При переломах костей черепа — чаще используют подручные средства, так как произвести иммобилизацию с помощью лестничных шин трудно. Использовать можно слабо надутый подкладной круг и автомобильную камеру, уменьшив ее размеры путем перевязывания с двух сторон. При отсутствии круга и камеры применяют ватно-марлевый «бублик», который изготавливается следующим образом: плотный жгут из серой ваты толщиной 4-5 см обвертывают бинтом, замкнув его концы.

При отсутствии стандартных шин, особенно в условиях летнего или зимнего похода, для осуществления транспортной иммобилизации можно использовать подручные средства. С этой целью применяют рейки, бруски, картон, пучки хвороста. Менее пригодны палки, лыжи, лопаты и др. Не следует применять оружие, металлические предметы и полосы металла.

При отсутствии подручных средств транспортную иммобилизацию осуществляют путем прибинтовывания верхней конечности к туловищу; а поврежденную нижнюю конечность — к неповрежденной конечности.

Проведение транспортной иммобилизации с помощью

При переломах костей кисти и предплечья — подвесить руку на косынке или ремне, а плечо прибинтовать к туловищу; рукав в области предплечья пристегнуть к рубашке, предварительно согнув руку в локте; предплечье уложить в подол рубашки и пристегнуть край подола к рубашке булавками; две дощечки (пучки хвороста или жгуты из соломы) на наружную и внутреннюю поверхности предплечья, предварительно подложить слой ваты или ткани, дощечки фиксируют­ся бинтами, а затем подвешивается на косынке.

При переломе плеча — используют пучок хвороста длиной 110—120 см или две дощечки, уложенные по внутренней и наружной по­верхности плеча, которые дадут некоторую неподвижность, далее подвешивают руку на косынке или ремне. Пучок хвороста используете по принципу лестничной шины.

При переломе костей голени и стопы — на костные выступы накладывается слой ваты иди марли, затем накладываются подручные средства (дощечки, рейки и др.), захватывая всю стопу, голено­стопный сустав, голень и коленный сустав. При повреждении стопы достаточно иммобилизации от кончиков пальцев до середины голени. При отсутствии подручных средств применяется иммобилизация по типу «нога к ноге».

При переломе бедра — из подручных средств можно исполь­зовать две доски: одна накладывается на наружную поверхность ко­нечности от подмышечной впадины до стопы, вторая — по внутренней поверхности от промежности до края стопы. При отсутствии подруч­ных средств — поврежденную конечность прибинтовывают к здоровой.

Транспортировка пострадавших является одним из основных и весьма важ­ных элементов оказания первой помощи. Прежде чем перевозить пострадав­шего, необходимо перенести его от места травмы, происшествия или мед­пункта до транспорта. Поднимать и переносить пострадавшего надо медлен) без толчков; осторожно, но надежно поддерживая поврежденную часть тела. Лучше всего переносить пострадавших на носилках, применяя иногда дополнительно лямки. При отсутствии стандартных носилок приходится использовать импровизированные носилки, которые изготовляются из подручных материалов — палок, шестов, одеял, мешков и т. п. Положение пострадавшего на но­силках должно соответствовать виду повреждения и состоянию больного. Чаще всего больного укладывают в положении на спине, но со слегка при­поднятой головой и с вытянутыми верхними и нижними конечностями. Поврежденная конечность укладывается в приподнятом положении. При ранениях дыхательных путей и грудной клетки больного переносят в полусидящем положении. При повреждении живота пострадавшего кладут на спину со слегка приподнятой верхней половиной туловища, подложив в подколенные об­ласти валик из одежды. При повреждениях таза придают такое положение, как и перед этим, но раздвигают ноги. При повреждении грудного и поясничного отдела позвоночника пострадавшего обычно укладывают на живот, используя носилки с жестким ложем или укладывают на них твердый щит. Если предстоит переноска пострадавшего на носилках на большое расстояние, то весьма целесообразно пользоваться при этом носилочными лямками, которые значительно облегчают тяжелую работу по переноске больных, При отсутствии носилок приходится переносить пострадавших на руках при помощи 1-2-3 носильщиков, выделяя при этом при переноске на большие расстояния запасного носильщика.

Способы переноски на руках:

на спине одним носильщиком;

на плече одним носильщиком;

двумя носильщиками «друг за другом»;

двумя носильщиками на «замке» из двух рук;

двумя носильщиками на «замке» из трех рук;

Все пострадавшие с нарушенным общим состоянием должны транспортироваться в лежачем положении на носилках. Однако, больные с повреждениями лица челюстей, шеи и груди должны перевозиться в сидячем или полусидящем положении. При перевозке пострадавших в холодное время года необходимо принимать меры против охлаждения в пути.

Каждый больной, направляемый в лечебное учреждение, должен иметь соответ­ствующее направление или сопроводительный документ. При необходимости выделяется сопровождающий (санитар, медсестра, фельдшер, родственник).

источник

ТЕМА : МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЯ

Приходилось ли вам видеть открытые и закрытые переломы? При каких обстоятельствах? На практических занятиях по биологии вы знакомились с приемами иммобилизации. Проведите иммобилизацию поврежденной конечности.

Понятие о переломах, их классификация. Переломом называют повреждение кости с полным или частичным нарушением ее целостности. Переломы возникают вследствие резких движений, ударов, падения с высоты и других причин. Основные признаки переломов — вынужденное неестественное положение пострадавшего, припухлость и патологическая (неестественная) подвижность в местах перелома, сильная боль, которая усиливается при осевой нагрузке, отек, нарушение функции конечности, деформация и укорочение конечности, кровоизлияния. Вследствие тяжелых переломов может возникнуть травматический шок1.

Есть несколько классификаций переломов в зависимости от:

♦ повреждения наружных покровов тела: открытый и закрытый перелом;

♦ формы костных отломков: поперечные, косые, винтообразные, осколчасті, раздробленные’,

♦ нарушение целостности кости: полные и неполные;

♦ смещение: со смещением и без смещения;

♦ количества переломов: одиночные и множественные.

При закрытых переломах целостность кожного покрова не нарушается, а при открытых в местах перелома образуется рана. Осложняют состояние раненого с переломами кровотечения, ожоги и поражения ионизирующим излучением.

В боевых условиях как результат пулевых или осколочных ранений возникают вогнестрільні переломы, сопровождающиеся нарушением целостности мягких тканей и кожных покровов.

Основные признаки вогнестрільних переломов: кровотечение, сильная боль в месте перелома, изменение формы и положения конечности, появление подвижности в необычном месте, отекание тканей, а также нарушение функции поврежденной конечности. При движениях и ощупывании места перелома отмечается хруст обломков кости. Они могут повредить кровеносные сосуды, нервные стволы, мышцы и внутренние органы, что повлечет за собой соответствующие осложнения. Для их предотвращения надо создать неподвижность (иммобилизацию) в двух суставах — выше и ниже места перелома. Для этого применяют стандартные транспортные шины или шины из подручных материалов (ил. 27.1).

1л. 27.1. Табельные шины и подручные средства для иммобилизации конечностей на поле боя

1 Травматический шок — это сложный и многозначительный патологический процесс, развивающийся в результате тяжелой механической травмы и характеризуется нарушением деятельности органов, систем (нервной, кровообращения, дыхания, обмена веществ и эндокринных желез. При этом возникает общая реакция организма на травму, особенности патофизиологических и клинических проявлений которой зависят от характера, локализации, степени тяжести повреждения и сопровождающих его осложнений (величина кровопотери, нарушения деятельности органов, интоксикация и др). Значительное кровотечение в основном является главной причиной шока.

Перед проведением временной иммобилизации поврежденных участков тела обязательно вводятся обезболивающие средства, чаще всего используется шприц-тюбик с промедолом (имеющийся в АИ). При открытом переломе сначала нужно приостановить кровотечение, а затем на рану наложить асептическую повязку.

Ил. 27.2. Физиологическое положение конечностей: а — верхней конечности: б — нижней конечности

Ил. 27.3. Медицинская косынка

Санитар перед наложением шины при переломах конечности (плеча, предплечья, бедра, голени) должен смоделировать ее на себе или на неповрежденной конечности травмированного. После этого создается самое удобное (физиологическое) положение травмированной конечности (ил. 27.2) и фиксируется не менее двух суставов, прилегающих к месту перелома. Целесообразно накладывать шину поверх одежды и обуви, а в местах костных выступов под нее нужно подложить мягкий материал. Нельзя накладывать шину в тех местах, где осколки кости выступают наружу. Шина закрепляется ремнями, полосами ткани, бинтами, косынками медицинскими (ил. 27.3) и т. д, но их нельзя слишком туго завязывать, потому что вследствие сдавления кровеносных сосудов нарушится кровоснабжение в іммобілізованій концовке.

Читайте также:  Перелом луч кости в запястье

Холодного времени года нужно утеплить раненого любым подручным материалом и напоить горячим чаем или кофе.

Фиксацию переломов костей кисти и предплечья осуществляют с помощью стандартной шины или шины из подручных материалов, которую накладывают на предплечье от пальцев кисти до локтя.

Рука при этом должна быть согнута в локтевом суставе под прямым углом, а ладонь — полусогнувшись, для этого в ладонь вкладывают валик из мягкого материала. Закрепляют шину на косынке, бинтом или ремне (ил. 27.4, 27.5 а, б).

Ил 27.4 Иммобилизация подручными средствами: а — при переломах предплечья; б — при переломах костей кисти

Если шинирование осуществить нельзя, конечность, согнутую в локте, следует прибинтовать к туловищу или закрепить с помощью полы куртки, кителя, рубашки (ил. 27.6).

При переломе плечевой кости, а также ключицы и лопатки, целесообразнее пользоваться табельними драбинчастими шинами, которые предварительно обертывают ватой или другим мягким материалом и закрепляют бинтованием. Шина должна достигать середины ладони поврежденной конечности за спину по надлопатковій участке с поврежденной стороны до здорового плеча. Руку сгибают в локтевом суставе под прямым углом, пальцы — полусогнуты. Чтобы не было смещения верхнего конца шины, его связывают двумя бинтами (ремнями) с нижним концом так, чтобы они проходили спереди и сзади плечевого сустава здоровой стороны (ил. 27.7).

Ил. 27.5. Иммобилизация верхней конечности при переломах костей предплечья с помощью: а — доски и косынки медицинской; б — малой пехотной лопатки

Ил. 27.6. Иммобилизация верхней конечности при переломах костей предплечья с помощью полы куртки

Ил. 27.7. Иммобилизация верхней конечности при переломах костей предплечья с помощью дротяно-драбинчастої шины Крамера

Ил. 27.8. Иммобилизация бедра при помощи досок

Ил. 27.9. Шина Дитерихса: а — методика применения: б — иммобилизация бедра (учебная ситуация)

Ил. 27.10. Фиксация поврежденной нижней конечности к здоровой

При переломах бедренной кости необходимо создать неподвижность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Для иммобилизации можно использовать подручные средства — доски, лыжи, палки и тому подобное. Эти предметы должны быть хорошо подогнаны и прибинтовані так, чтобы создать надежную неподвижность конечности (ил. 27.8).

Табельным средством для оказания помощи при переломах бедренной кости является шина Дитерихса. На наружную поверхность конечности шина накладывается от паховой впадины, на внутреннюю — от промежности; концы обеих шин должны выступать за поверхность подошвы на 5-7 см (ил. 27.9).

В тех случаях, когда отсутствуют все вспомогательные средства для иммобилизации нижней конечности, ее необходимо прибинтовать к здоровой в нескольких местах (ил. 27.10).

При переломах голени іммобілізують коленный и голеностопный суставы, а при переломах ступни — только голеностопный. Для их иммобилизации также можно использовать подручные средства.

У раненых с переломами позвоночника частым осложнением является паралич конечностей. Предотвратить его может быстро и очень тщательно сделана транспортная иммобилизация позвоночника, для этого используют доски, фанеру, щиты, двери и тому подобное. Раненого прибинтовывают спиной в доски или фанеры в области грудной клетки, таза, коленных суставов и голени. При повреждениях шейного отдела позвоночника голову пострадавшего необходимо также іммобілізувати одной или двумя шинами (ил. 27.11).

Когда травма позвоночника сопровождается обширными повреждениями мягких тканей спины, раненого необходимо укладывать на носилки вниз животом.

Ил. 27.11. Иммобилизация при повреждении шейного и верхнего грудного отделов позвоночника

Ил. 27.12. Транспортная иммобилизация при повреждениях таза: вверху — создана транспортная иммобилизация; внизу — моделирование стандартных шин

Ил. 27.13. Транспортная иммобилизация при повреждениях таза

Ил. 27.14. Иммобилизация при переломах нижней челюсти с помощью пращеподібної подчелюстной шины

Раненых с переломами костей таза кладут на твердую поверхность (на носилки настилают доски или несколько связанных драбинчастих шин) с разведенными и полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами, под колени подкладывают вещевой мешок или свернутую куртку (шинель). При этом нужно между коленными суставами вложить валик и зафиксировать их бинтом (ил. 27.12, 27.13).

При переломах челюсти иммобилизацию проводят пращеподібною підщелепною шиной (ил. 27.14).

При переломах ребер проводят тугое бинтование грудной клетки во время выдоха на уровне поврежденных ребер. Лучше для этого использовать полотенце, простыня, скатерть и тому подобное.

Кроме рассмотренных выше мер оказания первой медицинской помощи, есть еще и другие, которые направлены не только на спасение жизни пострадавшего, но и на предотвращение тяжелым осложнением. При длительном сдавливании конечности и сохранении пассивных движений в суставах ниже уровня сжатия проводят тугое ее бинтование с охлаждением (дополнительно не утепляют одеждой зимой и смачивают бинты холодной водой летом). За длительного сдавления конечности, в которой отсутствуют пассивные движения в суставах, выше уровня сдавления накладывают жгут, который снимают только перед проведением первичной ампутации конечности.

На поле боя всем, кто получил переломы, обширные раны и ожоги, для обезболивания и профилактики шока вводят подкожно или внутримышечно из шприц-тюбика 1 мл промедола в мягкие ткани бедра, ягодицы или плеча. Такие действия противопоказаны тем, кто имеет закрытую травму живота или подозрение на нее. Всем пораженным с массивными травмами и обширными ожогами даются антибиотики с целью предотвращения развития раневой инфекции. Используется антибактериальное средство, содержащееся в одном из двух бесцветных пеналов АИ.

Такие меры первой медицинской помощи, как остановка кровотечения из раны, наложение асептической повязки, иммобилизация конечности при переломах, обеспечение быстрого выноса с поля боя, правильной и своевременной эвакуации, согревание и напоєння горячим чаем, имеют значительный противошоковым эффектом. Этому же способствует несколько приподняты нижние конечности после потери крови, что улучшает кровоснабжение мозга.

Для предотвращения повторным травмированием головы во время транспортировки раненым, которые имеют черепно-мозговые травмы, кладут под голову мягкую подкладку или шинель и поворачивают голову набок с целью избежания попадания рвотных масс в трахею.

Способы и правила транспортировки пострадавших. Своевременно и правильно оказанная первая медицинская помощь будет сведена на нет, если при подготовке и во время транспортировки пострадавшего до медицинского учреждения не соблюдают соответствующие правила. Надо наряду с выбором способа транспортировки обеспечить пострадавшему максимальный покой и удобное положение.

Потерпевшим перед транспортировкой, согласно характера повреждений и выбора способа транспортировки, проводят обезболивание и транспортную иммобилизацию.

Выбор способа и последовательности транспортировки зависит от следующих факторов: состояния потерпевшего; степени опасности; количества потерпевших, которые подлежат транспортировке; наличии технических средств для транспортировки; профессиональной, психологической и физической подготовленности санитаров; длины пути транспортировки и его состояния.

Общие правила при выборе варианта транспортировки. Пострадавших необходимо вывести (вынести или вывезти) из опасной зоны как можно быстрее; во время транспортировки нужно не повредить состояния здоровья потерпевшего; по любого варианта транспортировки нужно постоянно следить за состоянием пострадавших и в случае его ухудшения, которое может привести к летальному исходу, оказывать помощь.

Перенос пострадавшего во время транспортировки выполняют с соблюдением следующих правил:

— способ переноса выбирают с учетом полученных потерпевшим повреждений, чтобы не ухудшить его состояние, — это основное правило;

— пострадавшего транспортируют ногами вперед, чтобы он видел, куда его несут (исключениями являются транспортировки вверх — тогда голова пострадавшего должна быть впереди, и тяжелое состояние пострадавшего, чтобы задний носитель мог наблюдать за его состоянием и своевременно оказать необходимую неотложную помощь).

Лучше всего транспортировать пострадавшего санитарными носилками, а при их отсутствии — носилками, изготовленными из подручных средств (ил. 27.15 а, б). При переносе пострадавшего на носилках нужно идти не в ногу, спокойно, чтобы носилки не раскачивались и не вызывали потерпевшему дополнительных страданий.

Для сокращения времени транспортировки пострадавшего переносят без применения специального или вспомогательного снаряжения — «на руках».

Ил. 27.15. Переноска пострадавшего: а — на санитарных носилках с использованием лямок медицинских; б — носилки санитарные

Схематическое изображение положения тела потерпевших во время транспортировки на носилках

Для переноски пострадавшего одним санитаром-носильщиком применяют три способа (в зависимости от расстояния). Первый — для переноски на небольшое расстояние раненого одним санитаром перед собой; второй — на большие расстояния пострадавших переносят на спине; третий — на сравнительно большие расстояния удобнее всего переносить пострадавшего на плечи (ил. 27.16).

In . 27.16. Переноска раненого одним санитаром-носильщиком: а — перед собой; б — на спине; в — на плече

Переносить пострадавшего двумя санитарами-носильщиками можно способами, изображенными на ил. 27.17: под подмышки и за ноги несколько ниже коленных суставов (при переломе конечностей и повреждениях позвоночника этот метод не применяется); на «замке» из трех рук, еще одной рукой потерпевшего поддерживают за спину; на «замке» из четырех рук, перед собой.

Ил. 27.17. Перенос пострадавшего двумя санитарами-носильщиками: а — под подмышки и ноги; б — на «замке» из трех рук; в — на «замке» из четырех рук; г — перед собой

источник

Иммобилизация (от лат. immobilis — «неподвижный») — создание неподвижности (покоя) определенной части тела человека при различных повреждениях и заболеваниях. Выделяют транспортную и лечебную иммобилизацию. Транспортную иммобилизацию выполняют при помощи стандартных средств, которые выпускает промышленность, и из подручных материалов, в основном в амбулаторных условиях. Для выполнения лечебной иммобилизации используются специализированные средства. Ее выполняют и в амбулаторных условиях, и в стационарных.

Основные мероприятия первой помощи при переломах костей:

1) создание неподвижности костей в области перелома — иммобилизация;

2) проведение мер, направленных на борьбу с шоком или на его предупреждение;

3) организация быстрейшей доставки пострадавшего в лечебные учреждения.

Правила при проведении транспортной иммобилизации:

• шины должны быть надежно закреплены и хорошо фиксировать область перелома;

• шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, шину, конечность надо обложить ватой, обмотать бинтом;

• обязательна фиксация шиной двух суставов: выше и ниже перелома, а при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности.

Для транспортной иммобилизации следует создать неподвижное состояние поврежденной части тела человека на время транспортировки, как правило, до медицинского учреждения. Чаще всего такую иммобилизацию выполняют при различных переломах костей, ожогах (особенно глубоких), повреждениях кровеносных сосудов и нервных стволов, воспалительных процессах и др. При переломах костей с помощью транспортной иммобилизации можно не допустить повторного смещения костных фрагментов, а следовательно, и новых повреждений мышц, ранения сосудов и нервных стволов. Так как поврежденные участки тела человека находятся в неподвижном состоянии, то это не допускает усиления боли, которая может вызвать травматический шок. Такая иммобилизация может выполнять еще и функцию профилактики повреждения кровеносных сосудов, различных кровотечений, травм нервных стволов, а также распространения в ране инфекций. Так как тромбы в поврежденных сосудах находятся в неподвижном состоянии, то развитие кровотечения и эмболии также невозможно. К выполнению транспортной иммобилизации следует подходить очень серьезно, поскольку правильное ее осуществление снимает спазмы кровеносных сосудов, а следовательно, улучшает кровоснабжение поврежденной зоны и повышает сопротивление травмированных тканей инфекции, что является особенно важным в случаях огнестрельного ранения. Так как пласты мышц, отломки костей и другие поврежденные ткани находятся в неподвижном состоянии, то это мешает распространению микробного загрязнения по межтканевым щелям. А это еще один плюс правильной транспортной иммобилизации.

Выделяют несколько принципов транспортной иммобилизации, нарушение которых может привести к сильному снижению эффективности иммобилизации.

1. Применение транспортной иммобилизации должно быть как можно более ранним, т.е. уже при оказании первой помощи на месте происшествия с использованием подручных или специализированных средств.

2. При закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не нужно, так как она, как правило, не препятствует транспортной иммобилизации, а наоборот, служит мягкой прокладкой под шину. Снимать одежду и обувь следует лишь при крайней необходимости, причем начинать следует с поврежденной конечности.

3. Перед транспортной иммобилизацией следует осуществлять обезболивание, поскольку это является очень важным составляющим первой помощи, особенно при различных травмах опорно-двигательного аппарата. В качестве метода выбора для борьбы с болью при травмах на догоспитальном этапе можно рекомендовать комбинированное обезболивание с помощью новокаиновых блокад (при переломах длинных трубчатых костей), поверхностного наркоза закисью азота, трихлорэтиленом, кеторолом и др. Не нужно забывать о том, что при наложении транспортной шины происходит смещение костных отломков, а также усиливаются боли в области повреждения.

4. Если есть открытые раны, то их нужно обязательно закрыть асептической повязкой до того, как будет наложена шина. Если доступу к ране препятствует одежда, то ее следует удалить.

5. Также перед иммобилизацией по соответствующим показаниям рекомендуется наложить жгут, причем его не нужно закрывать бинтами. И обязательно следует указать в записке время наложения жгута (дата, часы и минуты). Этим обеспечиваются преемственность на различных этапах оказания медицинской помощи и оказание помощи раненым со жгутом в первую очередь, что в противном случае может привести к омертвению конечности.

6. При открытых переломах выступающие в рану концы костных отломков вправлять не рекомендуется, так как это может привести к дополнительному проникновению микробов в рану. Накладывают стерильную повязку и фиксируют конечность в том положении, в котором она находилась в

момент повреждения. В случае с закрытыми переломами, когда имеется угроза перфорации кожи, производят частичное репонирование путем легкого и осторожного вытяжения поврежденной конечности по оси, а затем накладывают шину.

Читайте также:  Перелом седалищной и лонной костей таза справа

7. Наложенная шина не должна оказывать чрезмерного давления на мягкие ткани, особенно в области выступов (для того, чтобы предотвратить возникновение пролежней), сдавливать крупные кровеносные сосуды и нервные стволы. Нельзя накладывать жесткую шину прямо на тело, необходимо подложить мягкую подкладку. Шину нужно покрыть ватой, а если ее нет, то одеждой, травой, сеном и другими подручными материалами.

8. Если сломаны длинные трубчатые кости, то следует зафиксировать как минимум два сустава, прилегающих к поврежденному сегменту конечности. Бывают случаи, когда фиксировать нужно три сустава, в основном при переломах костей конечностей. Иммобилизация будет считаться надежной, когда зафиксированы все суставы, которые функционируют под воздействием мышц данного сегмента конечности. Так, при переломе костей голени следует фиксировать коленный, голеностопный и все суставы стопы и пальцев.

9. Нужно иммобилизовать конечность в среднем физиологическом положении, при котором мышцы-антагонисты (например, сгибатели и разгибатели) одинаково расслаблены, а если это невозможно, то в таком положении, при котором конечность меньше всего травмируется. Положение является средним физиологическим, если:

• предплечье находится в положении между пронацией и супинацией;

• кисть и стопа — в положении ладонного и подошвенного сгибания на 10°.

10. Но различные случаи иммобилизации, а также условия транспортировки вынуждают идти на небольшие отклонения от среднего физиологического положения. Например, не выполняют значительного отведения плеча и сгибания бедра в тазобедренном суставе, а в коленном суставе производят сгибание на 170°.

11. Надежной иммобилизации можно достичь, если будут преодолены физиологическое и эластическое сокращения мышц поврежденного сегмента конечности. Эластическое сокращение выражается в уменьшении длины мышцы, так как происходит сближение точек ее прикрепления при переломе кости.

12. Лучшую иммобилизацию обеспечивают шины, которые очень прочно зафиксированы, причем на всем протяжении поврежденной конечности.

13. Для того чтобы не травмировать еще сильнее поврежденную конечность, следует обращаться с ней очень аккуратно. Лучше, если накладывать шину будет помогать еще один человек, который станет удерживать конечность в определенном положении и поможет бережно переложить пострадавшего с носилок.

14. В холодное время года травмированная конечность может быть отморожена, тем более если повреждены сосуды, поэтому перед транспортировкой поврежденную конечность следует обязательно утеплить.

Не нужно забывать о том, что неправильная иммобилизация может нанести очень большой вред здоровью человека. Например, если не создать полной неподвижности конечности при закрытом переломе, он может перейти в открытый.

Техника выполнения иммобилизации определяется не только особенностями травмы, но и условиями, в которых ее приходится производить. Например, если под рукой нет стандартных (табельных) шин, то можно использовать различные подручные средства (палки, зонты и т.п.). Табельные шины применяют в соответствии с их предназначением и строением.

Вообще, шинирование представляет собой иммобилизацию поврежденных участков тела человека при помощи специальных устройств, которые называются шинами. Все применяемые в современном мире шины следует делить на группы.

• транспортные, которые применяют во время транспортной иммобилизации;

• лечебные, применяемые при лечебной иммобилизации.

• фиксационные, с помощью которых создают неподвижность поврежденных участков, зафиксировав расположенные рядом суставы;

• дистракционные, благодаря которым иммобилизация достигается путем фиксации и вытяжения (дистракции).

3. По условиям изготовления:

• стандартные (табельные), которые выпускает промышленность. Ими в основном оснащают больницы, поликлиники, а также машины «Скорой медицинской помощи». К ним относят шины лестничные (представляют собой конструкцию в виде замкнутых прямоугольников из металлической проволоки, их можно легко моделировать, дезинфицировать), пластмассовые (состоят из пластмассовых полос, армированных алюминиевой проволокой, по своим характеристикам близки к лестничным), фанерные, пневматические (состоят из двух слоев полимерной пленки, снабженной застежкой-«молнией» и клапаном для нагнетания воздуха, что создает хорошую иммобилизацию поврежденной конечности), вакуумные (состоят из двух слоев резиново-тканевой оболочки, внутри которой находятся мелкие пластмассовые гранулы), а также шины Дитерихса;

• нестандартные, т.е. шины, которые не выпускает промышленность и которые не входят в набор стандартных шин;

• импровизированные, или примитивные, — шины, которые изготавливают при помощи разнообразных подручных материалов. Это могут быть различные палки, рейки, брусья, зонты и т.п.

4. По шинированию отдельных сегментов конечностей и туловища для:

• верхней и нижней конечностей;

Рассмотрим более подробно технику выполнения транспортной иммобилизации при различной локализации повреждений.

Неподвижности шеи и головы можно добиться с помощью мягкого круга, ватно-марлевой повязки (воротника типа Шанца) или специальной транспортной шины Еланского. При выполнении иммобилизации мягким подкладным кругом пострадавшего следует уложить на носилки и привязать, чтобы ограничить его в движениях. Затем сам круг нужно положить на мягкую подстилку, а голову пострадавшего — на круг таким способом, чтобы затылок оказался в отверстии. Иммобилизацию ватно-марлевой повязкой рекомендуется выполнять только при отсутствии у пострадавшего затрудненного дыхания, рвоты и возбуждения. При этом шина-воротник должна упираться в затылочный бугор и в оба сосцевидных отростка, а снизу — опираться на грудную клетку. Это поможет устранить движения головы при транспортировке. При использовании шины Еланского достигается наиболее жесткая фиксация. Такая шина изготовлена из фанеры, представляет собой конструкцию из двух половинок-створок, которые соединены между собой петлями; поэтому ее можно складывать и развертывать. В развернутом виде шина повторяет контуры головы и туловища. В ее верхней части имеется углубление для затылочной части головы, а по его бокам набиты два полуокружных валика из клеенки. На шину нужно положить слой ваты и прикрепить ленточками к туловищу и вокруг плеч.

2. Транспортная иммобилизация при повреждениях позвоночника

Использование иммобилизации в таких случаях производится с целью достижения неподвижности поврежденных позвонков для дальнейшей транспортировки, а также для того, чтобы разгрузить позвоночник и зафиксировать непосредственную область повреждения. Транспортировка таких пострадавших всегда песет опасность ранения спинного мозга сместившимся позвонком. Поэтому очень важным условием является правильное и осторожное укладывание человека на носилки. Лучше, если в этом будут участвовать несколько человек (3—4).

3. Транспортная иммобилизация при повреждении плечевого пояса

При повреждении плечевого пояса иммобилизация служит для создания покоя и устранения действия тяжести руки и плечевого пояса при помощи косынки или специальных шин. Для этого подвешивают руку с валиком, вложенным в подмышечную ямку. При выполнении данной иммобилизации чаще всего применяются шины, которые также используются для лечения перелома ключицы в стационарных условиях. Возможно использование повязки типа Дезо.

4. Транспортная иммобилизация при повреждении верхних конечностей

Повреждения плеча. В различных случаях переломов плечевой кости в верхней трети следует согнуть руку в локте под острым углом так, чтобы кисть легла на сосок противоположной стороны. Если туловище согнуто в сторону поврежденного плеча, то в подмышечную впадину необходимо положить ватно-марлевый валик и зафиксировать его с помощью бинта. Затем предплечье следует подвесить на косынке, а плечо зафиксировать бинтом. В случае перелома диафиза плечевой кости иммобилизацию рекомендуется выполнять с использованием лестничной шины. Для этого шину обертывают ватой и выполняют ее моделирование по неповрежденной конечности. При этом шина должна зафиксировать плечевой и локтевой суставы. Если моделирование шины производят на расстоянии, которое равняется длине предплечья пострадавшего, то шину необходимо изогнуть под прямым углом, а другой рукой захватить второй конец шины и пригнуть его к спине. В подмышечную ямку поврежденной руки также следует положить ватно-марлевый валик, а затем зафиксировать шину бинтами к конечности и туловищу. При переломе в области локтевого сустава шину нужно наложить так, чтобы она охватывала плечо вплоть до пястно-фаланговых сочленений. Иммобилизацию при помощи фанерной шины производят путем наложения ее по внутренней поверхности плеча и предплечья. Шину с помощью бинта фиксируют к плечу, локтю, предплечью, кисти, свободными при этом остаются только пальцы. При выполнении иммобилизации с помощью подручных средств следует обязательно следить за тем, чтобы верхний конец импровизированной шины с внутренней стороны доходил до подмышечной впадины, другой конец с наружной стороны выступал за плечевой сустав, а нижние концы — за локоть. После того как шины наложены, их привязывают ниже и выше места перелома к плечевой кисти, а предплечье подвешивают на косынке.

Повреждение предплечья. Для того чтобы произвести иммобилизацию предплечья, нужно исключить движения в локтевом и лучезапястном суставах. При этом используют лестничную или сетчатую шину, которую сначала выгибают желобом и обкладывают мягкой подстилкой. Накладывать ее следует по внешней стороне пострадавшей руки от середины плеча до пястно-фаланговых сочленений. При этом руку сгибают в локте под прямым углом, а предплечью придают среднее положение между пронацией и супинацией, кисть слегка разгибают и приводят к животу. В ладонь кладут плотный валик, шину фиксируют с помощью бинта к конечности и подвешивают руку на косынке.

При использовании фанерной шины, для того чтобы избежать образования пролежней, необходимо подстелить вату. Для создания неподвижности предплечья возможно также использование и подручного материала.

Повреждение лучезапястного сустава и пальцев кисти. При локализации повреждения в области лучезапястного сустава кисти и пальцев широкое применение получило использование лестничной и фанерной шин. При этом шипы необходимо обложить ватой, только после этого их можно накладывать со стороны ладони. Если же повреждение очень сильное, то шину следует наложить и с тыльной стороны ладони. Шину с помощью бинта фиксируют к руке, но пальцы оставляют свободными. Это необходимо для того, чтобы можно было наблюдать за кровообращением.

Кисть приводят в среднее физиологическое положение, а в ладонь кладут плотный валик.

5. Транспортная иммобилизация при повреждении таза

Для осуществления иммобилизации при повреждениях таза пострадавшего необходимо осторожно уложить на жесткие носилки, придав ему положение с полусогнутыми, слегка разведенными конечностями, благодаря чему мышцы расслабятся, это приведет к уменьшению болей. Под колени кладут валик, который можно изготовить из подручных материалов.

6. Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей

Если повреждено бедро, то необходимо использовать иммобилизацию, при которой захватываются три сустава и шина накладывается от области подмышечной ямки до лодыжки.

Иммобилизация шиной Дитерихса. Шина Дитерихса необходима для правильной иммобилизации при переломе бедренной кости. Она осуществляет фиксацию и одновременное вытяжение. Шина может использоваться при различных переломах бедра и голени. Она представляет собой конструкцию из двух деревянных раздвижных планок разной длины и шириной 8 см, обязательно наличие деревянной подставки под стопу для вытяжения и палочки-закрутки со шнуром. Длинную планку накладывают на внешнюю сторону бедра от подмышечной ямки, а короткую — на внутреннюю сторону ноги. У обеих планок вверху для упора находятся поперечные распорки. Так как планки могут раздвигаться, то им можно придать нужную длину. К стопе с помощью бинта фиксируют «подошву», в которой есть специальное крепление для шнура. После того как шина наложена, следует закрутить шнур до натяжения, а шину прибинтовать к телу.

Шину Дитерихса запрещено использовать при одновременных с переломом бедра переломах лодыжек, повреждениях голеностопного сустава и стопы.

Иммобилизация лестничной шиной. Если сломано бедро, то для иммобилизации понадобится три шины, две из которых связывают по длине от области подмышечной ямки до конца стопы, а третью накладывают на поверхности от ягодичной складки до кончиков пальцев.

Фанерные шины в этих случаях используются аналогично лестничным.

Транспортная иммобилизация голени. В случае повреждения голени иммобилизацию следует производить с помощью специальных фанерных и лестничных шин, а также шин Дитерихса и импровизированных шин.

Для того чтобы правильно наложить шину, помощнику необходимо поднять голень за пятку и плавно потянуть ее на себя. Затем шины с внешней и внутренней сторон вверху фиксируют за коленный сустав, а внизу — за голеностопный.

К выполнению транспортной иммобилизации следует отнестись со всей ответственностью, ошибки недопустимы, так как могут привести к очень тяжелым последствиям. Также не следует применять короткие шины, потому что их использование будет неэффективно. А если недостаточно крепко зафиксировать шину при помощи бинта на всем протяжении конечности, то это может привести к образованию перетяжек, сдавлению и нарушению кровоснабжения.

источник

Транспортировка пострадавшего

• При переломе и вывихе нижней конечности — в положении лёжа на спине.

• При вывихе или переломе верхней конечности – свободное положение, при общей слабости – сидя или лёжа.

• При переломе грудного отдела позвоночника пострадавшего укладывают на спину на жёсткую поверхность и фиксируют к ней. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, то его укладывают на живот, подложив под верхний отдел грудной клетки и лоб валики, для избежания удушения запавшим языком или же вдыханием рвотных масс. В положении на животе транспортируют пострадавших и при переломах поясничного отдела позвоночника. При переломе позвоночника транспортировать пострадавшего самим только в случае реальной угрозы для его жизни, лучше дождаться прибытия скорой помощи.

• При переломах таза пострадавшего укладывают на доску или же прямо на носилки с согнутыми в коленях ногами, причем под колени подкладывают валик.(положение лягушки) Еще перед укладыванием пострадавшего область таза туго забинтовывают.

• При переломе рёбер и грудины – полусидя.

• При переломе костей черепа голову иммобилизируют при помощи пращевидной повязки, которую укрепляют под подбородком и привязывают к носилкам. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, причем возникает опасность удушения запавшим языком, то голову следует фиксировать бинтами в положении на боку. Для этого вокруг головы и под подбородком накладывают повязку, концы которой крепко привязывают к ручкам носилок. При переломе костей черепа транспортировать пострадавшего самим только в случае реальной угрозы для его жизни, лучше дождаться прибытия скорой помощи.

Читайте также:  Питание больных при переломах кости

• При вывихе или переломе челюсти и ключицы – в положении сидя.

• при сотрясении головного мозга – на животе, подложив под голову мягкую подстилку

Для иммобилизации переломов костей применяют стандарт­ные шины различных образцов. Кроме них используют подруч­ные средства, годные для иммобилизации (доска, палка, куски фанеры, картона, лыжи и т. п.).

Табельные шины(фанерные, сетчатые, лестничные и транс­портные), как правило, применяют только медицинские работ­ники, так как они должны иметь специальные комплекты, предназначенные для оказания помощи пострадавшим.

К подручным средствамприбегают в условиях, когда на месте происшествия нет медицинских работников со средствами оказания помощи. Такие случаи встречаются значительно чаще, чем возможность оказания немедленной помощи медицинскими работниками. Поэтому умение приспособить различные мате­риалы для иммобилизации переломов имеет большое практи­ческое значение, особенно в полевых условиях, в наряде по охране границы.

При переломе плечевой костипользуются табельными боль­шими лестничными шинами. Руку сгибают в локтевом суставе под прямым углом, ладонью к животу, пальцы полусогнуты. В подмышечную впадину вкладывают комок ваты (можно свер­нуть валиком пилотку, полотенце), который укрепляют бинтом через предплечье здоровой руки. Шину моделируют по разме­рам и контурам поврежденной руки (моделируют по здоровой руке) так, чтобы она начиналась от плечевого сустава здоровой руки, проходила через спину по подлопаточной области (боль­шой стороны) и затем по задненаружной поверхности плеча и предплечья и заканчивалась у основания пальцев, т. е. захва­тывала всю конечность. Шину прибинтовывают к руке и час­тично к туловищу. После этого руку подвешивают на косынке (ремне) или прибинтовывают к туловищу.

При отсутствии табельных средств берут две дощечки или другие удобные предметы. Одну из дощечек накладывают с внутренней стороны плеча так, чтобы верхний конец ее доходил до подмышечной впадины, а другую – с наружной стороны. Верхний конец ее должен выступать за плечевой сустав. Нижние концы обеих дощечек должны выступать за локтевой сустав. До­щечки прибинтовывают к плечу выше и ниже места перелома. Между туловищем и плечом кладут сверток одежды. Пред­плечье подвешивают на косынке.

При отсутствии табельных или подручных средств согнутую в локте руку берут на косынку (ремень), а затем прибинтовы­вают к туловищу.

При переломах костей предплечьяиспользуют подручные средства таким образом, чтобы длина их была несколько боль­ше длины предплечья. При переломах обеих костей предплечья накладывают две дощечки (с ладонной и тыльной стороны) так, чтобы они начинались от концов пальцев и кончались, выступая за локтевой сустав. Дощечки укрепляют выше и ниже места перелома, руку подвешивают на косынку (ремень) и т. д.

При отсутствии табельных и подручных средств при пере­ломах костей предплечья можно:

повесить руку на косынку или ремень, а плечо прибинто­вать к туловищу;

рукав в области предплечья пристегнуть к гимнастерке бу­лавкой, предварительно согнув руку в локте.

При переломе костей кистина кусок доски (фанеры) укла­дывают и прибинтовывают не только кисть, но и предплечье, подложив под ладонь комок ваты (пилотку), чтобы пальцы были полусогнуты. Руку подвешивают на косынку или ремень.

При переломе бедраиз подручных средств лучше всего ис­пользовать две доски шириной 8 – 10 см. Одну из досок укла­дывают снаружи так, чтобы она верхним концом упиралась в подмышечную впадину, а нижним – выступала за подошву. Вторую, более короткую доску располагают по внутренней поверхности ноги так, чтобы ее верхний конец упирался в про­межность, а нижний – выступал за подошву. Обе доски при­бинтовывают к конечности, а верхнюю часть наружной доски – к туловищу с помощью бинтов, ремней и т. д.

При переломе костей стопынакладывают две лестничные шины. Одну размещают от кончиков пальцев до подошвенной поверхности стопы и затем, согнув под прямым углом, вдоль задней поверхности голени почти до коленного сустава. Другую шину, изогнутую в форме буквы Г, накладывают вдоль наруж­ной поверхности голени с таким расчетом, чтобы она охватила подошвенную поверхность стопы наподобие стремени. Шины прибинтовывают к конечности.

При всех переломах конечностей стопа фиксируется в по­ложении тыльного сгибания под углом 90°.

Перелом позвоночникавозникает при падении с высоты, за­валивании тяжестями, прямом и сильном ударе в спину (авто­травма); перелом шейного отдела позвоночника часто является следствием удара о дно при нырянии. Признаком перелома позвоночника является сильнейшая боль в спине при малейшем движении.

Пострадавшего с помощью четырех человек укладывают на ровную твердую поверхность – деревянный щит, доски, береж­но транспортируют в ПМП.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 5499 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Перелом – это нарушение целостности костной ткани в результате усиленного механического воздействия на нее. Каждая такая травма предполагает незамедлительное оказание первой помощи при переломах и последующем эффективном методе лечения.

Кликните на картинку для ее увеличения в полный размер

От того, насколько правильно и вовремя потерпевшему будет предоставлена первая помощь при переломе, зависит эффективность будущего лечения, а иногда и жизнь потерпевшего.

  • закрытые переломы легкого типа без смещения и деформации;
  • закрытые травмы со смещением и нарушением анатомической целостности;
  • открытые повреждения, при которых мягкие ткани травмированной области разрываются костными отломками.

Наиболее распространенными признаками переломов считают:

  • острая или ноющая боль в области травмы;
  • возникновение гематомы;
  • заметная визуальная деформация места повреждения;
  • в случае перелома какой-либо конечности происходит ее укорачивание;
  • хруст и трение травмированной области;
  • появление отечности;
  • значительное ухудшение двигательной функции сломанной кости.

Помощь зависит от причины повреждения, характера травмы, места локализации и степени тяжести, но есть общие правила, которые можно использовать независимо от видов переломов:

  • первая медицинская помощь при переломах начинается с незамедлительного вызова бригады скорой помощи. Во время разговора следует уточнить диспетчеру об общем состоянии здоровья потерпевшего, о приблизительном характере травмы и о наличии кровотечения. Благодаря такой информации, оператор сможет понять суть проблемы и отправить группу врачей с наиболее подходящим оборудованием и препаратами для оказания медпомощи и последующей госпитализацией больного;
  • в случае, если присутствует сильный болевой синдром, то потерпевшему необходимо обеспечить прием любого ненаркотического обезболивающего, к которому имеется доступ;
  • ни в ком случае не пытаться изменить местоположение пострадавшего, предварительно не зафиксировав травмированную кость в одном положении;
  • в том случае, если без транспортировки больного не обойтись, нужно посодействовать чтобы нагрузка на поврежденную область была минимальной, болевой синдром отсутствовал, а фиксатор не соприкасался с кожей потерпевшего;
  • никогда не пытайтесь самостоятельно сопоставить смещенные фрагменты, заниматься этим должен квалифицированный специалист, а иначе возможно посодействовать появлению множества неприятных осложнений.

В зависимости от того, что именно было подвергнуто повреждению, выбирается первая доврачебная помощь при переломах наиболее подходящая именно в этом случае. Травмы могут носить разный характер (например, открытый и закрытый тип) и разные степени тяжести.

Первая помощь при открытом и закрытом переломе, конечно, отличается, но некоторые мероприятия, например обездвиживание поврежденной конечности, проводится в обоих случаях.

Повреждение суставов считается одним из наиболее опасных видов травм. В случае, если произошел перелом именного такого типа, то возможность полного восстановления работоспособности сустава меньше, чем при любом другом повреждении. Шансы на полную реабилитацию зависят от того, насколько серьезной является травма и каков ее характер.

Перелом локтевого сустава

Наиболее распространенными случаями встречаются нарушения целостности суставов нижних или верхних конечностей. Определить такой перелом можно благодаря проявлению таких симптомов:

  • травмированная конечность становится короче, чем здоровая;
  • в области сустава наблюдается проявление отечности;
  • боль при пальпации или нагрузке на больной сустав;
  • возникает гематома;
  • поломанная кость может издавать звуки скрипа и хруста.

Для того, чтобы в дальнейшем лечение принесло положительный результат, нужно срочно оказать ПМП.

Первичная помощь следующая:

  • если болевой синдром очень сильный, пострадавшему обеспечивают прием обезболивающих средств;
  • Лед обязательно должен быть завернут в ткань

к области травмы рекомендуется приложить что-нибудь из вашей морозильной камеры, перед применением, компресс нужно обмотать несколькими слоями ткани;

  • в случае, если произошел перелом суставов нижних конечностей — больного кладут спиной на ровную поверхность, а под ногу ложится специальный валик или сверток тканей и т.п.;
  • если ломаются верхние конечности, то их подвязывают к туловищу с помощью повязок или подобных подручных материалов. Руку прочно фиксируют, не позволяя ей лишний раз напрягаться;
  • после вышеперечисленных манипуляций нужно обратиться за помощью специалиста.
  • В результате травмирования костей головы существует огромная вероятность, что может повредиться головной мозг, оказание первой доврачебной помощи при переломах такого типа должно быть экстренным и отнестись к таким повреждениям нужно с огромной серьезностью.

    • голову нужно расположить так, чтобы она находилась выше уровня грудной клетки;
    • используя подручные предметы из холодильника (лед, замороженное мясо и овощи) сделать компресс, обмотав его тканью, и приложить к поврежденной области. Такая процедура замедлит образование отечности и предотвратит сдавливание головного мозга;
    • в случае, если присутствует обильное кровотечение, используется тампон из ваты, марли или бинтов и прикладывается к тому участку, из которого идет выделение крови. Если пострадавший не сможет самостоятельно удерживать данное приспособление, то оно фиксируется с помощью повязки;
    • далее срочно вызвать бригаду скорой помощи.

    Если поврежденной областью стал позвоночник, то шансы полного восстановления двигательной функции, по статистике, являются наиболее минимальными, чем при травмах другого типа. Поэтому неотложная помощь при переломах позвоночных костей должна быть своевременной и максимально качественной.

    Для определения именно такой травмы нужно обращать внимание на такие признаки:

    • область чуть ниже травмы теряет свою чувствительность;
    • сломанные части позвонков выпячиваются наружу или наоборот;
    • ухудшается или полностью пропадает работоспособность нижних конечностей;
    • возникает недержание мочи или неконтролируемое опорожнение кишечника.

    Первая помощь при переломе такого типа заключается в полной фиксации тела в одном положении, чтобы избежать повреждения спинного мозга, сосудов и нервных окончаний. Предоставление помощи проходит так:

    • находится абсолютно любая жесткая поверхность, которая соответствует росту пострадавшего и будет использоваться в качестве носилок;
    • как минимум два физически хорошо развитых человека перекладывают больного на носилки, крепко придерживая голову, плечи, тазовую область и ноги;
    • специальные валики, сделанные из подручных средств, поддерживают область коленей и головы в положении лежа;
    • все тело пострадавшего тщательно крепится при помощи различных ремней и веревок. Это поможет не допустить возможных осложнений при транспортировке больного;
    • вызвать скорую помощь, предварительно сообщив диспетчеру о полученной травме.

    Переломы костей верхних и нижних конечностей являются наиболее распространенными видами травм. Они случаются ежедневно и практически никого не обходят. Причинами их возникновения могут быть занятия спортом, дорожно-транспортные происшествия, падения или болезни, которые провоцируют ухудшение структуры костных тканей.

    Признаки переломов конечности:

    • возникновение отечности и гематомы;
    • боль в травмированной области;
    • визуальная деформация места перелома;
    • хруст и скрип костей;
    • ухудшение работоспособности;
    • укорачивание конечности.

    Пример иммобилизации с помощью шини при переломе бедра

    Для того чтобы помогать больному с травмированными конечностями, нужно позаботиться о предметах иммобилизации. Они могут быть:

    • плоские, деревянные палки;
    • проволочные с трансформирующей поверхностью;
    • пневматическими и вакуумными.

    В быту для изготовления фиксирующих шин используют лыжи и палки для них, различные подходящие по размеру доски и палки.

    Как оказывается первая помощь при переломах конечностей:

    • при сильном болевом синдроме больному обязательно обеспечивают прием обезболивающих средств;
    • конечность фиксируют с помощью наложения шины;
    • максимально уменьшают нагрузку на травмированную кость;
    • ни в коем случае не сопоставляются смещенные отломки самостоятельно;
    • вызывается бригада скорой помощи.

    Первая помощь при открытых и закрытых переломах конечностей отличается тем, что оказывая ее, в первую очередь проводится обеззараживание раны, чтобы избежать попадания инфекции и предотвратить возможные последствия.

    • нужно оценить общее состояния здоровья потерпевшего и вызвать скорую помощь;
    • во избежание паники и болевого шока больному дают любое ненаркотическое обезболивающее средство;
    • Наложение жгута

    останавливается кровотечение с помощью жгута;

  • область разрыва обрабатывается спиртом или перекисью;
  • накладывается повязка;
  • кость фиксируется в одном положении с помощью подручных средств.
  • Если вам пришлось стать свидетелем появления такого перелома, то действовать надо очень быстро, чтобы в дальнейшем не возникли всевозможные осложнения.

    Для того, чтобы не принести пострадавшему еще больший вред, существует ряд противопоказаний, которые ни в коем случае не должны использоваться при оказании медпомощи:

    • никогда не стараться самому сопоставить смещенные отломки, это должен делать специально обученный специалист;
    • нельзя нагружать поломанную кость или сустав;
    • во время иммобилизации не стоит пытаться снять одежду с пострадавшего;
    • если к травмированной области прикладывается ледяной компресс, он никогда не должен соприкасаться с кожей человека, предварительно его стоит обмотать тканью;
    • если травмированный без сознания, никогда не пытайтесь напоить его обезболивающими средствами или водой. Из-за данной процедуры пострадавший может попросту задохнуться.

    источник

    Понравилась статья? Поделить с друзьями: