Значение средств физической культуры в повышении работоспособности и профилактики утомления

Значение средств физической культуры повышение работоспособности студента и профилактики утомления.

К настоящему времени в практике физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую деятельности и устойчивость к различным условиям внешней среды, сформировался целый комплекс средств, который состоит из следующих видов:

2) использование оздоровительных сил природы — закаливание, водные процедуры, воздушные ванны, рациональное использование солнечной радиации и т.п.;

3) использование гигиенических факторов — режим труда, отдыха, питание, соблюдение правил личной и общественной гигиены и т.п.;

4) специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;

5) идеомоторные, психогенные и аутогенные средства — выполнение заданий по мысленному воспроизведению движений, связанных с ними ощущений, приемы психологического настроя на выполнение движений или способствующие более быстрому и качественному восстановлению после их выполнения.

Основным специфическим средством физической культуры являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Для максимального повышения уровня здоровья среди прочего человеку необходим оптимальный двигательный режим. Человеческий организм для своего оптимального уровня функционирования должен находиться на достаточно высоком уровне двигательной активности.

Однако, именно умственный труд ограничивает двигательную активность и ведет к гипокинезии, которая в полном объеме может преодолеваться только в выходные дни и в отпуске, на каникулах. В этих условиях наиболее доступным уровнем повышения двигательной активности являются систематические занятия физическими упражнениями, которые способствующие укреплению здоровья, развитию физических качеств и двигательных навыков. К основным физическим качествам относят силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость. Развитие и совершенствование каждого из этих качеств способствует укреплению здоровья.

Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневные занятия утренней зарядкой, прогулка или пробежка на свежем воздухе, благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, что положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, показывая более высокую работоспособность.

Физические упражнения. Ведущим методом физической культуры повышения устойчивости к умственной и физической работоспособности являются физические упражнения.

Систематическое занятие физическими упражнениями ведет к повышению психической, умственной и эмоциональной устойчивости при выполнении напряженной умственной или физической деятельности. Регулярные занятия с использованием физических упражнений при напряженной учебной деятельности обеспечивают снятие нервно-психического напряжения. Систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

Известно, что тонус и работоспособность головного мозга поддерживаются и оптимизируются в течение длительных промежутков времени сокращением и напряжением различных мышечных групп. Особенно благоприятно ритмическое чередование сокращения мышц с их последующим растяжением и расслаблением как это имеет место во время ходьбы, бега, при ходьбе на лыжах, беге на коньках и при других физических упражнениях. Недаром философы древности предпочитали вести беседы со своими учениками во время прогулки. При этом состояние мускулатуры человека помогает нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Так, если человек после работы спал меньше обычного, тоническое напряжение мускулов увеличивается, что мобилизует переутомленный мозг для борьбы с переутомлением. Поэтому для успешной умственной работы необходим не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Экспериментальные данные свидетельствуют о стимулирующем влиянии оптимально организованной двигательной активности на уровень умственной работоспособности студентов, на улучшение функции внимания. Например, занятия физическими упражнениями с нагрузкой небольшой интенсивности ежедневно по 30 мин положительно воздействуют на функцию произвольного внимания студентов с различным уровнем физической подготовленности.

Принцип активного отдыха является основой организации отдыха при умственной деятельности, в ходе которого мышечная активность по окончании умственного труда оказывает благоприятное действие на сохранение и повышение умственной работоспособности. Так же действенны ежедневные, самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Оптимально дозированная мышечная нагрузка, кроме того, повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое бодрое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и важным

профилактическим средством против переутомления. Но активный отдых повышает работоспособность лишь при соблюдении следующих условий:

1) он эффективен только при оптимальных нагрузках;

2) эффект активного отдыха снижается при быстро развивающемся утомлении, а также при утомлении, вызванном монотонной работой;

3) положительный эффект активного отдыха более заметен на фоне большой степени утомления, чем при слабой степени;

4) эффект активного отдыха тем выше, чем тренированнее человек к утомляющей работе.

Благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом студентов оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности (при ЧСС 120-140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. Именно поэтому особенно полезны спортивные игры. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнять умеренные циклические упражнения.

Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоционального состояния (соревнования, единоборства, ответственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работоспособности.

Итак, использование средств физической культуры в учебном процессе обеспечивает повышение работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности:

· длительное сохранение работоспособности в учебном труде;

· способность к ускоренному восстановлению утраченных ресурсов;

· повышенную эмоциональную и волевую устойчивость к неблагоприятным факторам;

· нормализацию эмоционального фона;

· снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

источник

.Теоретические аспекты средств физической культуры

.Значение средств физической культуры и восстановление работоспособности студентов

Список литературы, источники

В нынешнее время несоизмеримо возрос темп жизни. Это обусловило предъявление современному человеку высоких требований к его физическому состоянию и значительно увеличило нагрузку на психическую, физическую, умственную и эмоциональную сферы.

Целенаправленное формирование профессионально важных свойств и качеств личности студента в процессе физической подготовки — это формирование их по заранее спроектированной модели, с помощью адекватных приемов, мер и средств воздействия, специфических для физической культуры.

Этот метод базируется на современной концепции формирования личности профессионала, разработанной учеными — педагогами и психологами.

Для достижения поставленной цели, в соответствии со стандартами высшего образования, предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

? понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

? знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

? формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

? овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.

Современные условия развития общества ставят новые задачи перед высшим образованием — готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Молодые специалисты должны обладать большей, чем вчера, профессиональной мобильностью, что требует достаточно высокого уровня интеллектуальной деятельности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса.

Обучение в вузе призвано, прежде всего, оказывать существенное влияние на общее интеллектуальное развитие студентов. Обучение способствует развитию вербальных структур интеллекта, значительно менее затрагивая глубинные, образные его основы, играющие важнейшую роль при овладении технической профессией.

Использование оздоровительных сил природы (закаливание) укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Важное значение для сохранения и повышения уровня физической и умственной работоспособности отводится комплексу оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится разумное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.

Человек, ведущий подвижный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнять значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма.

Теоретические аспекты средств физической культуры

Понятие культура крайне многозначно. Ученые выделили такие специальные определения, как технологическая, философская, религиозная, музыкальная, физическая культура и т.д.

Физическая культура — часть культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития, а также это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Культура здоровья — это система установленных принципов, образов поведения, ценностей, жизненных представлений, совокупность средств и методов позволяющих людям успешно выполнять личные и социальные функции .

На современном этапе, состояния здоровья молодежи вызывает особую тревогу. По данным Министерства здравоохранения России из 6 млн подростков в возрасте 15-17 лет у 94,5 % были зарегистрированы различные заболевания. Культура здоровья молодежи и общества, его нравственный потенциал служит основанием для того, чтобы рассматривать проблему здоровья молодежи, как приоритетную проблему.

Реформы затронувшие всю современную систему высшего образования, не обошли стороной физическое воспитание. Однако его совершенствование основано на старых концептуальных положениях, когда в процессе физкультурно-спортивной деятельности решались задачи преимущественно двигательного характера, которые не приносят результатов в формировании физической культуры здоровья студентов. Такая ситуация, является следствием не разработанности культурологического аспекта физического воспитания, его односторонней ориентации на физическое развитие и недостаточное внимание для развития интеллектуальной и духовной сфер человека .

Однако отечественной научной педагогической школой накоплен большой опыт по исследованию процесса физического воспитания будущего специалиста, активно ведутся научные поиски, в которых представлены многочисленные взгляды и подходы к пониманию сущности физического воспитания, его специфики в системе высшего профессионального образования Российской Федерации.

Нормативно-правовые документы, а так же результаты научных исследований а аккумулируют основные подходы, точки зрения и позиции в реализации учебно-воспитательных задач Вуза, в том числе и по физическому воспитанию. Поэтому основными задачами по физическому воспитанию являются:

трактовка роли и целей физического воспитания на современном этапе, реформирование высшего образования в РФ.

содержание физического воспитания студенческой молодежи;

внутренними и внешними условиям эффективности процесса физического воспитания;

разработкой технологий физического воспитания студенческой молодежи в процессе, как учебной так и не учебной деятельности.

В спортивной практике посвященной этой проблеме, физическое воспитание трактуется, как управление процессом развития физической культуры личности, посредством создания благоприятных для этого условий, к которым относится :воспитательная среда, мотивация обучающегося, личность воспитателя и т.д. Следует заметить, что концепция разных авторов отличается разнообразием форм этого процесса, что позволяет говорить не столько о жестком регламентировании, сколько о тщательно организованном направлении процесса развития физического воспитания в вузе, основная цель которого — формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

С точки зрения специалистов в области физической культуры и спорта, важным представляется выделение в процессе физического воспитания двух взаимосвязанных компонентов:

а) обязательный (базовый),обеспечивающий формирование основ физической культуры личности ;

б) вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности.

Формирование физической культуры необходимо проводить и во внеурочное время (участие в массовых стартах, спартакиадах, туристических походах).Все это позволяет поддерживать нормальное физическое развитие, работоспособность в учебной группе, трудовой, досуговой и других сферах их жизнедеятельности; совершенствовать жизненно важные двигательные умения и навыки; приобщать к усвоению навыков самостоятельной работы по физической культуре; нарабатывать умения и навыки личной и общественной гигиены.

Выделяют две основные группы ценностей в физическом воспитании: общественную и личную. К общественной группе ценностей относят:

а) общий уровень знаний о методах и средствах физического развития и совершенствования человека.

б) общий научно — технологический потенциал физической культуры, который составляет ей интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека.

в) накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовленности молодёжи.

д) общественное мнение и уровень престижности физической культуры в обществе.

К личностной группе ценностей относятся:

.Глубина, полнота знаний о сущности и правилах физической подготовки, методы организации физической активности. Всё это в совокупности характеризуется, как уровень физкультурной образованности.

.Уровень личных физических качеств, умений и навыков, физическая работоспособность.

.Структура и направленность мотивации физической активности человека в основе которой лежит физкультурная образованность. Всё это вместе взятое формирует потребность здорового образа жизни.

Таким образом, физическое воспитание играет весомую роль не только в восстановлении, поддержании, развитии, но и в совершенствовании физических и духовных способностей человека. Для того, чтобы определить роль и значение физической культуры, для развития личности и общества, необходимо выделить её функции. Единственно правильным, с нашей точки зрения, способом определения социальных функций физического воспитания является культурологический подход на основе концепций деятельности и потребностей.

В соответствии с этой концепцией можно определить три группы основных функций физической культуры:

Антропологические функции связаны с восстановлением физического и душевного равновесия, с основанием и удовлетворением более сложных потребностей, с повышением общей культуры, формирования нравственных и эстетических начал, представлений о здоровом и нездоровом, полезном и вредном, правильном и неправильном.

Общекультурные функции вытекают из закономерностей развития культуры и общества в целом и находят конкретное проявление в решении задач, которые порождаются объективными условиями на каждом этапе её развития. К ним можно отнести общеобразовательную, воспитательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, коммуникативную и многие другие культурные функции. Поскольку функция — способ удовлетворения потребностей, а социальных потребностей бесконечно много, то и перечислять их нет смысла. Основной же функцией культуры является формирование и прогрессивное развитие ценностей, выступающих в качестве средств и способов, обеспечивающих прогрессивное развитие личности и общества.

Читайте также:  Признаки резкой степени утомления

Специфические функции физической культуры можно свести по признакам общности в следующие группы:

) общее развитие и укрепление физического и психического здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития;

) совершенствование, преобразование природных физических качеств и способностей, образование их более высокого уровня, формирование и совершенствование двигательных навыков, необходимых для преобразования природы, общества и самого человека;

) противодействие неблагоприятным условиям жизни и быта, сдерживание процессов инволюции, создание основы для здорового образа жизни;

) физическая подготовка людей к трудовой деятельности;

) формирование потребностей людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени.

Функции физического воспитания отражают её главное назначение как средства и способа преобразовательной деятельности (в духовном, материальном, социальном аспектах), и прежде всего — физическом преобразовании природной данности самого человека.

Значение средств физической культуры и восстановление работоспособности студентов

Работоспособность — это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени. Работоспособность определяется состоянием здоровья, половой принадлежностью, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами. Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния.

Управление адаптационным и учебно-воспитательным процессом является реальной основой для целенаправленной активации резервных возможностей человека, его творческих способностей, а также определения трудностей и психологических барьеров, возникающих в процессе учебной деятельности. В этой связи особую значимость приобретает изучение проблемы адаптации студентов к условиям высшей школы.

Правильная постановка обучения, повышение физического здоровья и умственной работоспособности студентов — одна из центральных проблем педагогики. Интенсификация процесса обучения в вузе, в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, приводит к увеличению учебной нагрузки, которая нередко вызывает значительные ухудшения работоспособности и состояния здоровья студентов, отчётливо отмечаемые уже на первом году обучения.

Сегодня существует настоятельная необходимость оценки уровня состояния здоровья и адаптации студентов с более широких позиций, с учётом не только количественных, но и качественных характеристик.

Основными критериями адаптации студентов служат: показатели здоровья, физического развития — как показатели физического статуса организма; умственной работоспособности во время учебных занятий, экзаменов, а также их успеваемости в зависимости от занятий различными двигательными режимами.

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

Улучшение функционального состояния организма человека, обеспечивающее высокую работоспособность и продуктивность труда, — одно из главных направлений физической культуры в системе производства. Физическая культура должна быть полезна для человека — снижая усталость, облегчать труд, способствовать сохранению здоровья; вписываться в режим труда и отдыха, не нарушая трудовой установки, и сочетаться с технологическим процессом; удобна для выполнения на рабочем месте в любых производственных условиях; доступна каждому работнику, соответствуя уровню его физической подготовленности и состоянию здоровья.

Физические упражнения оказывают на работоспособность человека либо непосредственное воздействие сразу же после их использования, либо отдаленное, спустя какое-то время, либо вызывают кумулятивный эффект, в котором проявляется суммарное влияние многократного (на протяжении нескольких недель или месяцев) их использования.

Чтобы физические упражнения дали желаемый результат в борьбе с утомлением и наиболее распространенными и возможными профессиональными заболеваниями, ими надо умело пользоваться. Непосредственное влияние физических упражнений на работоспособность не однозначно. Стимулирующее воздействие оказывают упражнения средней интенсивности. Увеличение их интенсивности и объема, не соответствующих подготовленности человека, может быть бесполезным, а при определенных условиях влиять отрицательно. Тренироваться способны все без исключения органы и ткани нашего организма.

Развитие тренировочного эффекта под влиянием систематических физических нагрузок приводит к повышению работоспособности не только нервно-мышечного аппарата, включая высшие корковые центры движений, но и сердца и всей сердечнососудистой системы. В равной мере «сбои» в механизме тренировки, тренированность или особенно перетренированность приводят к ухудшению функционального состояния сердца, всей системы кровообращения. Смысл тренировки в том и состоит, чтобы системой физических нагрузок, стимулирующих восстановительные процессы в скелетных мышцах, в мышце самого сердца и в мышечных элементах стенок сосудов, настолько повысить работоспособность органов кровообращения, чтобы даже небольшой, экономной их работы было достаточно для обеспечения потребностей обмена веществ в организме.

Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

ритмичную и системную организацию умственного труда;

постоянное поддержание эмоции интереса;

совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

Из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что исходя из особенностей изменения работоспособности, необходимо разрабатывать оптимальные, сбалансированные режимы труда и отдыха и совершенствовать существующие медоды. Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, то работник сможет выполнить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении. При выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.

Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе. Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов. Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.

Необходимость создания сбалансированной системы обучения и физического воспитания обусловлена следующими причинами:

во-первых, увеличением с каждым днем, в арифметической прогрессии, потока новой информации и объёма изучаемого студентами учебного материала и, как следствие, недостаток свободного времени для занятий физической культурой;

во-вторых, ухудшением состояния здоровья молодежи;

в-третьих, снижением уровня физической подготовленности в связи с изменением социально-экономических и экологических условий жизни.Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия.

При малоподвижном образе жизни, недостаточном уровне физической активности, слаборазвитом мышечном аппарате передаются импульсы низкой, едва необходимой частоты, что ухудшает в первую очередь работу мозга и других внутренних органов. У таких людей снижены энергетические резервы в нервных клетках, уровень иммунной защиты, повышается вероятность заболеваний желудочно-кишечного тракта, остеохондроза, радикулита. Нарушаются обменные процессы, увеличиваются жировая ткань, масса тела.

Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием.

Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

И, наконец, «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай!».

Физкультура задерживает процесс старения, предупреждает развитие заболеваний, сохраняет нормальную работоспособность.

Список литературы, источники

физическая культура воспитание работоспособность

1. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека/ Теория и практика физической культуры .2001.- № 7

. Васильева, О.С. Книга о новой физкультуре / О.С. Васильева, Л.Р. Правдина. — Ростов н/Д, 2001.

. Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М.Я. Виленский, В.И. Ильинич. — М., 1987.

. Социально-биологические основы физической культуры /Я.Н. Гулько. — М., 1994.

. Физическая культура студента: Учебник / В.И. Ильинича. М:. Гардарики, 2003.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

источник

Все мы знаем общеизвестные положения о том, что физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что систематические занятия физической культурой – самый верный способ устранить негативные последствия гиподинамии, что систематические занятия спортом должны стать неотъемлемой частью жизни каждого человека. Однако нечасто мы задумываемся о том, что же могут нам дать регулярные занятия физической культурой в повседневной жизни.

Очевидным является факт, что во многом успешность обучения студентов зависит от их работоспособности. Чем выше работоспособность, тем больший объём знаний в состоянии усвоить студент, причём по самым разным дисциплинам. Так что же такое работоспособность?

Работоспособность – это способность человека в течение определённого времени выполнять определённый род деятельности, не снижая эффективности.

Различают потенциальную и реальную работоспособность. Потенциальная работоспособность – та, которая присуща конкретному человеку (определяется на основании ряда показателей – см. ниже). Реальная – та, которая реализовывается в процессе выполнения какой-либо деятельности. Она зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида.

Определение работоспособности базируется на трёх группах факторов:

1. Физиологические (состояние здоровья, тренированность, половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха);

2. Физические или внешние (эти факторы воздействуют на организм через органы чувств: атмосферное давление, температура, шум, освещённость рабочего места и т.д.);

3. Психические (самочувствие, настроение, мотивация).

Уровень физической и умственной работоспособности определяется скоростью и характером утомления, т.е. состоянием, которое возникает вследствие работы при недостаточности восстановительных процессов в организме. Итогом утомления является снижение эффективности работы, её продуктивности.

В настоящее время единственной точной мерой работоспособности является количество (объём) работы, которое может быть выполнено. Когда снижается количество предельной работы, т.е. работы, выполняемой «до отказа», автоматически снижается и работоспособность. При возрастающей работоспособности увеличивается и количество предельной работы.

Физическую работоспособность принято оценивать по величине максимального потребления кислорода, достигаемого при ступенчатом повышении мощности выполняемой работы «до отказа». Для каждого индивида показатель максимального потребления кислорода (его ещё называют «кислородный потолок») – характеристика функциональных возможностей его организма, степени совершенства и координации функций центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, крови, мышечной системы, гормональной и т.д. Однако прямое измерение величины максимального потребления кислорода – довольно сложная и тяжёлая процедура для исследуемых лиц. Поэтому широкое распространение получили косвенные (непрямые) методики определения этого показателя, например, путём регистрации мощности нагрузки и частоты сердечных сокращений.

Физическая работоспособность является одной из важнейших составляющих спортивного успеха. Она проявляется в различных формах мышечной активности и зависит от способности и готовности человека к физической работе.

Работоспособность оценивается на основании критериев работоспособности. Они делятся на прямые и косвенные. Прямые критерии работоспособности включают количественно-качественные показатели. Т.е. спортивная деятельность оценивается:

1. количественно (метры, секунды, килограммы, очки, баллы и т.д.);

2. качественно (точность, надёжность, правильность выполнения конкретных физических упражнений).

К косвенным критериям работоспособности относят различные физиологические, биохимические, психофизиологические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. Иными словами, косвенные показатели – это реакции организма на определённую нагрузку. Они указывают на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т.е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т.д. Установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем прямые критерии. Это даёт основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации.

При оценке работоспособности и функционального состояния человека необходимо учитывать его субъективное состояние (усталость), являющееся довольно информативным показателем. Ощущая усталость, человек снижает темп работы или вовсе её прекращает. Этим самым предотвращается функциональное истощение различных органов и систем и обеспечивается возможность быстрого восстановления работоспособности человека. А.А.Ухтомский считал ощущение усталости одним из наиболее чувствительных показателей снижения работоспособности и развития утомления.

Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. Т.е. она не может служить объективным показателем работоспособности. В основе этого несоответствия лежит разная эмоциональная настройка работающего на выполняемую работу. Так, при высокой мотивации работающего, выполняющего приятную и социально значимую работу, усталость не возникает в течение длительного времени. И, напротив, при бесцельной, неинтересной работе усталость может возникнуть, когда объективно утомление или вовсе ещё не наступило, или выраженность его далеко не соответствует степени усталости.

Для категории населения, у которой преобладают умственные нагрузки (школьники, студенты, научные работники и т.д.) занятия физической культурой приобретают исключительное значение. Учёными доказано, что тренированный человек легко справляется со значительными и физическими, и умственными нагрузками. Правильно подобранный объём физической нагрузки способствует не только оздоровлению организма, повышению жизненного тонуса, но и повышению работоспособности, причём не только при выполнении физических упражнений, но и в процессе интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры могут быть самыми различными: любые виды двигательной активности в спортивном зале, бассейне, прогулки на свежем воздухе, бег, езда на велосипеде, лыжный спорт и т.д. Каждый должен выбирать вид занятий, исходя из собственных предпочтений и состояния здоровья. Оптимальное количество занятий – 3 раза в неделю. Самый эффективный вид нагрузки – средний, т.к. именно он является самым сбалансированным (при недостаточной нагрузке будет полностью отсутствовать тренировочный эффект; при чрезмерной нагрузке будет иметь место переутомление).

Читайте также:  Утомление последствия для здоровья

Контрольные вопросы:

· Какие виды умственной деятельности Вы знаете? Дайте краткую характеристику каждому из них.

· Какие факторы влияют на продуктивность умственной деятельности? Каково это влияние?

· Перечислите общие рекомендации, важные для успешного умственного труда

· Что такое работоспособность? Какие виды работоспособности Вы знаете?

· На каких факторах базируется определение работоспособности?

· Какие критерии работоспособности Вы знаете? Какие показатели включает каждый из них?

источник

Значение физической культуры в повышении и регулировании физической и умственной работоспособности. Утомление, его профилактика, методы и средства активного отдыха. Учебные и самостоятельные занятия по физкультуре в режиме учебно-трудовой деятельности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Физическая работоспособность

2. Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика

3. Значение физической культуры в повышении работоспособности

4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности

4.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха

4.2 «Малые формы» физической культуры

4.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

Работоспособность — состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять определенное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

“Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (Тиссо XVIII в. Франция).

Потребность в движении — одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование “старческого” механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.

Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.

Патологические изменения в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует “задуманной” природой генетической программе. Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода).

Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье, одним из объективных критериев которого является уровень физической работоспособности человека. Физические упражнения повышают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов. Показателем стабильности здоровья служит высокая степень работоспособности и, наоборот, низкие ее значения рассматриваются как фактор риска для здоровья. Как правило, высокая физическая работоспособность связана с постоянной, не уменьшающейся в объеме, в сочетании с сбалансированным питанием, тренировкой (более высокой двигательной активностью), что обеспечивает эффективность самообновления и совершенствования организма.

1. Физическая работоспособность

Физическую работоспособность связывают с определенным объемом мышечной работы, который может быть выполнен без снижения заданного (или установившегося на максимальном уровне для данного индивидуума) уровня функционирования организма. При недостаточном уровне физической активности наступает атрофия мышц, что неизбежно влечет за собой ворох болезней.

Физическая работоспособность понятие комплексное и определяется следующими факторами:

— морфофункциональным состоянием органов и систем человека;

— психическим статусом, мотивацией и др.

Заключение о ее величине Ф.Р. можно составить только на основе комплексной оценки.

На практике физическая работоспособность определяется с помощью функциональных проб. С этой целью наукой предложено более 200 различных тестов. Наиболее широкое распространение получили пробы с 20 приседаниями за 30-40 с; 3- х минутный бег на месте.

Однако объективно судить о физ. работоспособности человека на основании полученных результатов трудно. Это объясняется следующими причинами:

во-первых, получаемая информация позволяет лишь качественно характеризовать ответную реакцию организма на нагрузку;

во-вторых, точное воспроизведение любой из проб невозможно, что приводит к ошибкам в оценке;

в-третьих, каждая из проб, при оценке работоспособности, связана с включением ограниченного мышечного массива, что делает невозможной максимальную интенсификацию функций всех систем организма. Установлено, что наиболее полное представление о мобилизированных функциональных резервах организма может быть составлено в условиях нагрузок, при которых задействовано не менее 2/3 мышечного массива.

Количественное определение работоспособности имеет большое значение при организации процесса физического воспитания и учебно-тренировочной работе, при разработке двигательных режимов для тренировок, лечения и реабилитации больных, при определении степени утраты трудоспособности и т.д.

Для оценки физической работоспособности в спортивно-медицинской и педагогической практике используются спец. приборы; велоэргометры, степэргометры (восхождение на ступеньку-вышагивание), бег на тредмиллях (бегущая дорожка).

Наиболее часто об изменениях уровня физической работоспособности судят по изменению максимального потребления кислорода. (МПК). [Или по мощности нагрузки, при которой частота сердечных сокращений (ЧСС) устанавливается на уровне 170 ударов в 1 минуту (РWС 170)]. Существует много разнообразных методов определения МПК, в том числе как прямого, так и непрямого (прогнозтического) характера определения МПК.

Прямой метод оценки достаточно сложен, т.к. требуется специальная аппаратура и высокой квалификации персонал, проводящий измерения.

Более простой непрямой метод оценки МПК, который осуществляется с помощью номограмм, но он недостаточно точный.

В последнее время наряду с термином “физическая работоспособность” широко используют понятие “физическое состояние”, под которым понимают готовность человека к выполнению физической работы, занятиям физическими упражнениями и спортом. Трактовка “физического состояния” обусловила выбор МПК как наиболее объективного показателя физического состояния.

Однако следует отметить, что физическое состояние не может определяться одним каким-либо показателем, а определяется совокупностью взаимосвязанных признаков, в первую очередь такими факторами, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, пол, возраст, физическое развитие, физическая подготовленность.

Понятие “физическое состояние” равнозначно термину “физическая кондиция” (за рубежом). Чем выше уровень физического состояния, тем существеннее различия в показателе МПК. Определить МПК (показатель физического состояния) в естественных условиях можно с помощью 12я1 минутного теста (Купера), предусматривающего измерение максимального расстояния, которое преодолевает за это время человек. Установлено, что между длиной дистанции и потреблением кислорода существует взаимоотношения (взаимозависимость).

Методы повышения физической работоспособности

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения.

Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня (“кондиции”), получили название “кондиционных тренировок” “оздоровительных”.

Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему.

Существуют три метода таких тренировок:

Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба” бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.

Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортигры, упражнения с оттягивающими, сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха.

Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качеств.

2. Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика

Умственная работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция — психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.;

физиологические состояние сердечнососудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем;

физические — уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.;

совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления — физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Важное значение для успешного профессионального обучения имеет состояние здоровья студентов, их стойкость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Умственная работоспособность не постоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период врабатывания), затем поднимается, и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления).

Такое изменение умственной работоспособности может повторяться дважды в день. Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функций систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную — в ночное время.

Умственная работоспособность изменяется и в течении недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг -высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом. Они снижают утомление.

Утомление — это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.

Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость — сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

Невнимательное отношение к чувству усталости, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.

Переутомление — это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность.

При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при нагрузках превышающих возможности организма может возникнуть ряд состояний, таких как: — перенапряжение и перетренированность.

Перенапряжение — это не только физиологическое. психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил. может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница, которая может сопровождаться навязчивыми мыслями. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние.

Перетренированность — это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение ИНС. т.е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон, ухудшается аппетит. Он худеет. Ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление.

На стандартные нагрузки организм перетренированного спортсмена отвечает большей, чем прежде реакцией:

— нарастает кровяное артериальное давление;

-ухудшается легочная вентиляция, возрастает кислородный долг.

Многочисленные исследования показывают, что физическая культура и спорт могут оказывать исключительно эффективное влияние на факторы работоспособности и противодействовать преждевременному наступлению утомления. Для повышения работоспособности в течение учебного дня целесообразно использовать так называемые формы физического воспитания -физкультурные паузы — т.е. выполнения физических упражнений в перерывах между занятиями.

3. Значение физической культуры в повышении работоспособности

Улучшение функционального состояния организма человека, обеспечивающее высокую работоспособность и продуктивность труда, — одно из главных направлений физической культуры в системе производства. Физическая культура должна быть полезна для человека — снижая усталость, облегчать труд, способствовать сохранению здоровья; вписываться в режим труда и отдыха, не нарушая трудовой установки, и сочетаться с технологическим процессом; удобна для выполнения на рабочем месте в любых производственных условиях; доступна каждому работнику, соответствуя уровню его физической подготовленности и состоянию здоровья.

Физические упражнения оказывают на работоспособность человека либо непосредственное воздействие сразу же после их использования, либо отдаленное, спустя какое-то время, либо вызывают кумулятивный эффект, в котором проявляется суммарное влияние многократного (на протяжении нескольких недель или месяцев) их использования

Читайте также:  Как лечить умственное утомление

Чтобы физические упражнения дали желаемый результат в борьбе с утомлением и наиболее распространенными и возможными профессиональными заболеваниями, ими надо умело пользоваться. Непосредственное влияние физических упражнений на работоспособность не однозначно. Стимулирующее воздействие оказывают упражнения средней интенсивности. Увеличение их интенсивности и объема, не соответствующих подготовленности человека, может быть бесполезным, а при определенных условиях влиять отрицательно. Тренироваться способны все без исключения органы и ткани нашего организма. ЦНС всегда какой-то своей частью включается в процесс тренировки любой функции. Развитие тренировочного эффекта под влиянием систематических физических нагрузок приводит к повышению работоспособности не только нервно-мышечного аппарата, включая высшие корковые центры движений, но и сердца и всей сердечнососудистой системы. В равной мере «сбои» в механизме тренировки, детренированность или особенно перетренированность приводят к ухудшению функционального состояния сердца, всей системы кровообращения. Смысл тренировки в том и состоит, чтобы системой физических нагрузок, стимулирующих восстановительные процессы в скелетных мышцах, в мышце самого сердца и в мышечных элементах стенок сосудов, настолько повысить работоспособность органов кровообращения, чтобы даже небольшой, экономной их работы было достаточно для обеспечения потребностей обмена веществ в организме.

4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности

Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

— систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

— ритмичную и системную организацию умственного труда;

— постоянное поддержание эмоции интереса;

— совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

— организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

— отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

— физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

— обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

4.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно — сосудистой систем, активизирует сенсо — моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов

К «малым формам» физической культуры относят:

— утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза,

-микропаузы с использованием физических упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения человека в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и рабочих и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность человека начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. — после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном — на 2,5-6%.

Полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими(бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц — антагонистов — мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища (рис.5.1).

При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

4.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

В цикле исследований (М.Л. Виленский, В.П. Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18 — 20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает.

Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:

1-й вариант — занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов.

Продолжительность — 90 мин. Содержание — плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;

2-й вариант — два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание — 5 мин., общеразвивающие — 10 мин., подвижные и спортивные игры — 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

3-й вариант — два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами.

Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда — физкультурной паузой до 5-10 мин.;

4-й вариант — ежедневные занятия по 60-70 мин. Умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

5-й вариант — отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20 — минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий — во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом.

Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

При проведении исследований наблюдались три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ жизни. Градиент снижения работоспособности под влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели.

Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе. Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов. Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.

Необходимость создания сбалансированной системы обучения и физического воспитания обусловлена следующими причинами:

— во-первых, увеличением с каждым днем, в арифметичекой прогрессии, потока новой информации и объёма изучаемого студентами учебного материала и, как следствие, недостаток свободного времени для занятий физической культурой;

— во-вторых, ухудшением состояния здоровья молодежи;

— в-третьих, снижением уровня физической подготовленности в связи с изменением социально-экономических и экологических условий жизни.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия.

1. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. М., Знание, 1987

2. Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика в режиме рабочего дня. М., Знание, 1988

3. . Иванов Н.Ю. Физкультурная пауза в вузе // Теория и практика физической культуры. -1961. — Том 24, в.1. -С.51-53.

4. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред. Л.М.Крыловой. МГСУ, 1997.

5. Использованы материалы с сайтов:

Утомление при физической, умственной работе. Восстановление работоспособности после тренировки. Контроль величины тренировочной нагрузки. Упражнения на расслабление. Питание как главный фактор восстановления работоспособности. Применение бани, самомассаж.

курсовая работа [36,1 K], добавлен 28.11.2014

Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. Функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности при психическом перенапряжении и хроническоом умственном переутомлении без физической разрядки.

реферат [33,2 K], добавлен 26.12.2014

Основные группы ценностей в физическом воспитании: общественные и личные, их особенности. Специфические функции физической культуры. Мероприятия по правильной постановке обучения, повышению физического здоровья и умственной работоспособности студентов.

реферат [24,1 K], добавлен 24.03.2014

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Внешняя среда и ее воздействие на организм человека. Основные средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.

реферат [75,3 K], добавлен 18.10.2015

Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях под руководством педагога по физической культуре и спорту. Использование средств физической культуры при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни.

статья [13,8 K], добавлен 19.09.2013

Двигательная активность и ее значение в жизнедеятельности человека. Исследование воздействия двигательной активности на здоровье. Исследование физической работоспособности обучающихся. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность.

реферат [55,9 K], добавлен 13.12.2014

Структура физической работоспособности юных футболистов. Научно-методический подход к комплексному контролю работоспособности юных спортсменов. Разработка и подбор оптимальных упражнений для комплексного контроля физической работоспособности футболистов.

курсовая работа [56,8 K], добавлен 10.03.2012

Значение физической культуры в профессиональной работоспособности. Физическая культура как профилактика заболеваний и травматизма. Характеристика производственной гимнастики, ее роль в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам труда.

реферат [44,3 K], добавлен 22.06.2012

Роль физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма человека для обеспечения его умственной и физической деятельности и устойчивости к различным условиям внешней среды. Их основные и вспомогательные средства.

курсовая работа [297,4 K], добавлен 29.05.2013

Задачи целенаправленного вырабатывания профессиональных свойств и качеств личности студента. Особенности адаптации первокурсников к вузовским формам обучения. Формирование психологических качеств и работоспособности средствами физкультуры и спорта.

реферат [18,5 K], добавлен 04.01.2011

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: